Учебник истории. Образование российской империи

 

 

Царевна Софья

 

 

ффф1

 

Со смертью Федора в 1682 г. верх взяли Нарышкины. Вернувши из ссылки Матвеева, они по соглашению с патриархом Иоакимом отстранили от престола слабоумного Ивана и провозгласили царем 10-летнего Петра. Патриарх ограничился тем, что представил маленького царя случайной толпе москвичей: т. о. обошлись без земского собора, который мог бы подкрепить избрание, и произвели дворцовый переворот. Противоположная партия ответила таким же переворотом.

 

Старшая сестра Ивана, царевна Софья вошла в переговоры со стрельцами, царской гвардией, полки которой помещались в особых слободах под Москвой; стрельцовi подняли обещанием разных льгот, уверивши, что их недруги, Нарышкины и Матвеев, умертвили царевича Ивана. Стрельцы ворвались в Кремль, перебили лиц, указанных Милославскими, и провозгласили новое правительство: царями- объявлялись оба малолетние Иван и Петр, а опека над ними и управление государством передавались Софье.

 

Ближайшим лицом к правительнице Софье (1682—89) был князь Василий Голицын, человек нового образования, проникнутый западноевропейскими просвещенными взглядами: у него был план освобождения крестьян от крепостной зависимости (в чем он сходился со своим современником, шведским королем Карлом XI). Во внешней политике он не проявил большой энергии

 

Ради борьбы с Турцией был заключен «вечный мир» с Польшей, в силу которого Киев окончательно уступался Москве; но походы, предпринятые Голицыным для завоевания Крыма, который составлял оплот Турции на северном берегу Черного моря, окончились неудачей.

 

Софья боялась Петра, отстранила его от двора, прекратила его обучение в духе малорусской шкалы; всем этим она отбросила царевича в| круг другого иноземного влияния — немецкого. Петр рос без всякой воспитательной сдержки, предоставленный своим наклонностям. В нем рано пробудился интерес к войне и военному искусству: проводя лето и зиму в подмосковных селах, Преображенском и Семеновском, он набирал иа молодых дворян и крестьян «потешные полки», производил маневры, строил крепости; само собою случилось, что он стал обращаться к помощи техников, мастеров и офицеров Немецкой слободы, близкой по соседству с Преображенским.

 

 Случайно набрел он на корабельные сооружения своего отца, заброшенные в сарае; найдя ботик для морского плавания, он вызвал из слободы голландского мастера, который'починил судна и научил Петра ездить на парусах; у царевича появляется новое увлечение — плаванием по водам и постройкой кораблей.

 

Вместо латыни и упражнений по стилистике, преподававшихся малороссами он начинает учиться инженерному, артиллерийскому, морскому делу. Его невольные учителя, однако, практики и ремесленники, были лишены систематического образования; полученные от них сведения носил» случайный и обрывочный характеры

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 

 Смотрите также:

  

Право российской империи в эпоху абсолютизма.

Все это явилось предпосылкой развития чиновничье-дворянской империи, для которой характерно укрепление царской власти.
Образование класса перехожих крестьян.

 

Внешняя политика России 17 18 века

К России также отошли небольшая территория на Правобережной Украине, Большая и Малая Кабарда на Северном Кавказе.
Османская империя, хотя и признала присоединение Крыма к России, усиленно готовилась к войне с нею.