Учебник истории. Век абсолютной монархии. Век Людовика 14

 

 

Французская культура века Людовика 14

 

 

ффф1

 

Со времени Ришелье и Мазарини преуспевающая, богатая, многолюдная Франция выставляет ряд выдающихся ученых, художников, писателей: в области философии Декарта (1597—1650) и Паскаля (1630— 1662), в области драмы Корнеля (1606—1684), в живописи Пуссена (1593-—1665).

 

 К середине столетия, в начале царствования Людовика XIV, появляются новые таланты: Мольер (1622—1675), Расин (1639—1690), Лафонтен. Сравнение трагедий Корнеля и Расина показывает, как изменилась культура Франции в течение XVII века. Корнель, современник аристократических заговоров и Фронды, проникнут суровыми мотивами испанской поэзии, сочувствует беспокойному и задорному рыцарству.

 

У Расина все это сглажено во имя требований новой общественной жизни. Раюиновы греки, римляне, иудеи — настоящие придворные французы его времени; на сцене они появлялись в модных, завитых париках, треуголках и при парадных шпагах; в изящной, благозвучной, вкрадчивой речи излагали они свои чувства. Блистательные цари Расина, Александр, Агамемнон, Тит, составляют идеализированные портреты Людовика XIV. Законодателем литературных вкусов великосветской среды выступает Буало (1636—1711) в «Искусстве поэзии»: правила его сводят сущность поэзии к совершенству формы, легкому полированному языку, непринужденности рифм; над фантазией должен господствовать «здравый смысл», т. е. уравновешенность человека, воспитанного в салоне, в постоянном общении с другими себе подобными.

 

Направление века Людовика 14 принято называть классицизмом, в виду того, что писатели и художники его эпохи вдохновлялись образцами классических греков и римлян; сами они были убеждены, что не только сравнялись с классической древностью, но и превзошли ее, что современный век представляет собой еще неслыханную высоту культуры человечества. К концу царствования Людовика XIV, особенно под давлением преследований за веру, связанных с отменой Нантского эдикта, появляется во Франции иное настроение, исполненное критики и недоверия к существующим порядкам.

 

Оно резко звучит в произведениях изгнанных французских протестантов, которые осуждают деспотизм и стеснение мысли, водворившиеся во Франции, и восхваляюА- веротерпимость и политическую свободу Англии и Голландии. Проводимые ими идеи проникают в среду самого французского общества, развивая здесь скептицизм, т. е. сомнение в непреложности человеческих вглядов вообще и прежде всего в области религии.

 

Главный выразитель скептического направлении в конце века — Пьер Бэйль (1647—1706), родившийся в гугенотской семье, перешедший в католичество и опять вернувшийся к протестантизму, до отмены Нантского эдикта профессор протестантской Академии в Седаие, потом издававший в Голландии вместе с женевцем Леклерком журнал «Новости литературной республики». Более всего Бэйль отстаивает необходимость свободы исповедания. Для того, чтобы уязвить своих противников], ревнителей веры, возбуждающих бесконечные преследования, он выста'вляет парадокс (противоречие общераспространенному вгляду): гораздо умнее, чем верующие люди, устроили бы государство атеист ы, т. е. люди к вере безразличные, потому что у них не было бы главного основания ссориться и насиловать друг друга.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 

 Смотрите также:

  

Европа переход к новому времени

V. торжество католицизма и монархии во франции.
Век людовика XIV и развитие абсолютизма. X. юго-западная (романская) европа в XVIII веке.

 

Государство и право России в период становления и развития...

I - абсолютная монархия второй половины XVII века с Боярской думой и Боярской аристократией, II - чиновничье-дворянская монархия XVIII века с элементами

 

ВЕК ЛЮДОВИКА XIV Самодержавие Людовика XIV. Кольбер.