Учебник истории. Английская великая революция

 

 

Пуританство

 

 

ффф1

 

 

В 16 веке реформация в Англии носила весьма поверхностный характер: навязанная стране монархией, она не захватывала глубоко народных слоев; церковь сохранила аристократическое устройство, епископы набирались из богатых дворянских фамилий. При дворе королевы Елизаветы господствовал светсмии гуманизм; в столице увлекались театром: в трагедиях и комедиях знаменитейшего драматурга этого времени, Уильяма Шекспира (1564—1616) нет ни благочестивой ревности, «ж даже вообще какого-либо интереса к религиозным спорам.

 

Но именно при Елизавете в конце XVII в. началось в Англии новое религиозное движение в народных слоях. Среди низшего духовенства стали появляться ревнители, отчасти ученики Каль- виновой Женевы, которые, по собственному побуждению и по желанию прихожан, изгоняли церемонии, заменяли пеструю католическую одежду черным плащом ученого, вместо алтаря ставили посредине церкви непокрытый стол и запрещали склонять голову при произнесении имени Христа.. Такое опрощение или очищение религии дало им основание называться пуританами. Они восстают против протестантизма, принятого высшей властью. Англиканская церковь, в глазах пуритан, полна язычества и раболепства; светский государь не должен господствовать над служителями божьими, Христос — единый глава церкви. Осуждая веселые шумные праздники, пуритане превратили воскресенье в подобие иудейской субботы с обязательным сидением дома, неподвижной монотонностью и чтением Писания. Библия заполняет все понятия пуритан, и особенно Ветхий Завеет, где рассказано о беспощадном истреблении врагов истинной веры народом Божиим.

 

В среде пуритан заметны были два направления, умеренных и крайних. Умеренные, как верные последователи Кальвина, составляли пресвитерианскую церковь, вполне сложившуюся в Шотландии, где ее должна была поневоле допустить католичка Мария Стюарт (название церкви от пресвитеров, светских выборных старейшин, управляющих приходами вместе с проповедниками). От них отделялись крайние, признававшие только такое устройство, при котором все отдельные церковные общины совершенно независимы (отсюда название крайних инд еп енд енты): авторитет священников и старейшин они считали ненужным, видели в нем новую тираническую власть; община должна быть демократией, все члены ее равны, и всякий из них может быть священником, потому что проповедь и толкование слова Божий—дело вдохновения, непосредственной благости Христа, открывающего истину тому, кто жаждет ее, и кто чист духом.

 

Пуритане сделались заметной силой в Англии при преемнике Елизаветы, короле Якове 1 Стюарте. Яков вырос в маленькой стране, где в сущности власть его была ничтожна: со времен грозного Нокса, ученика Кальвина, основателя шотландской церкви, пресвитерианские священники привыкли резко критиковать светских правителей. Но именно у Якова сложились огромные притязания, которые он любил излагать сам в ученых сочинениях, речах и манифестах. По его мнению, Бог особенно покровительствует наследственной монархии; власть монарха по праву деспотическая; он исполняет закон только по доброй воле; все законы, которые ограничивают королевскую прерогативу, т. е. высшее право короля на управление, — простые уступки милости королевской, которые король может взять назад, когда угодно.

 

Опору своим стремлениям Яков находил в епископах англк- кашской церкви, которые были как бы первыми чиновниками.1 королевской власти в надзоре за настроением и образом мыслей населения; в его правление пуританских священников стали: преследовать и многих из них лишили мест. Сначала чуждые политике, английские пуритане становятся все более враждебными правящей династии; они проникают в парламент и образуют там грозную оппозицию.

 

Стюарты и парламент Стюарты не обладали ни талантом, ни популярностью Тюдоров. Они не могли ужиться с парламентом, который при всяком новом налоге заподозревал чрезмерную трату денег или злоупотребления королевских чиновников.

 

Парламент 1621 г., созванный после семилетнего перерыва, требовал суда над королевскими советниками, которые обогатились при раздаче торговых и промышлен- шых привилегий; между обвинявшимися был великий ученый Фрэнсис Бэкон (1565 — 1626). Король выдал Бэкона, который был осужден за взятки и лишен должности канцлера. Отношения между королем и парламентом обострились: противники королевской власти, пуритане, выдвигали против теории абсолютизма учение о народовластии, которое доказывалось на примере их церковной жизни. Обе стороны ссылались на Библию и на старинные английские законы, толкуя эти источники в свою пользу. На требования короля воздержаться от обсуждения политики депутаты заявили, что «свобода парламента составляет древнее и несомненное право и наследие англичан, что при ведении' и обсуждении этих дел всякий член парламента должен иметь свободу речи». Яков велел принести протоколы парламента и собственноручно вырвал страницы, на которых вписан был этот протест.

 

Разлад между королем и парламентом сделался еще сильнее при преемнике Якова, Карле I (1625—1649). Англия стала терпеть внешние неудачи: королевский фаворит Беккингэм без успеха водил морские экспедиции, одну против Испании, другую против Франции на защиту ларошельских гугенотов. Финансовые средства правительства не отвечали большим чрезвычайным расходам. Всякий раз, как король собирал парламент, Нижняя палата соглашалась соизволить лишь небольшие суммы, но вместе с тем выражала свои жашобы на управление и, требовала отставки Беккингэма. Король принимался тогда действовать помимо парламента: взимал пошлины сверх годового срока, на который они разрешались парламентом, собирал деньги с населения по способу принудительного займа: тех, кто не хотел ссужать короля, или забирали в солдаты, или сажали в тюрьму.

 

Во главе протестующих выдавались два оратора: Вентворт и Элиот. Последний настоял на подаче королю в 1628 г. петиции о праве. Составители ее напоминали о Великой хартии 1215 г., откуда выводили ряд требований: 1) чтобы средства на государственные расходы взимались не иначе как с согласия парламента; 2) чтобы король не ставил к гражданам солдат на постой и не производил этим путем насилия для взимания податей; 3) чтобы не совершалось произвольных арестов и заключений в тюрьму без суда. Король, хотя принял петицию, но решил распустить несго-- ворчивый парламент; Элиота за резкие речи обвинили в мятеже против короля и посадили в тюрьму, где он умер.

 

После того Карл I сделал попытку править без парламента и не созывал его последовательно ш течение 11 лет (с 1629 до 1640). На сторону короля неожиданно перешел Вентворт; возведенный в звание графа Страффорда,. он предложил действовать «напролом», беспощадно истребляя противников монархии; оба, и король, и его министр, находились под впечатлением успехов Ришелье. Они восстановили Звездную палату, т. е. чрезвычайный суд, учрежденный за 150 лет до того первым Тюдором для преследования мятежей и заговоров. Страффорд, назначенный наместником в Ирландии, стал готовить там преданную королю армию для вооруженной поддержки монархии. Одновременно с ним действовал в пользу королевской власти первый архиепископ Англии Лоуд: враждебный пуританству, он старался вернуться к католическому благолепию в церкви, к безбрачию священников и тайной исповеди. Учрежденная еще при Елизавете Высокая коми- сия по делам церкви, под руководством Лоуда, стали преследовать пуритан, точно испанская инквизиция. Множество пуритан начали выселяться в Америку.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 

 Смотрите также:

  

МАСОНЫ. Английская революция. Великая ложа Англии 1717

 

Английская революция XVII в. и право. Требования английского...

 

Итоги Английской революции. Буржуазная революция в Англии.

Таким образом главная цель революции была достигнута. В числе наиболее важных итогов Английской революции уничтожение