Учебник истории. Переход от Средних веков к Новому времени

 

 

Книгопечатание и гуманизм в Германии

 

 

ффф1

 

 

Иной характер, чем в Италии, носило просвещение в Германии. Здесь большое влияние приобрели ученые, которые стремились просвещать широкие слои народа. Особенно замечательна школа города Девентера в Нидерландах (тогда принадлежавших германской империи), основанная просветительным союзом «братьев общей жизни».

 

«Братья» старались помогать бедным ученикам, доставляя им книги, припасы и заработок; главное занятие их состояло в переписке книг, которая была поставлена в широких размерах. Братья хлопотали не о приготовлении роскошных, каллиграфически написанных, изукрашенных миниатюрами экземпляров, а о том, чтобы в возможно большем количестве продавать дешевые книги, так как в Германии потребность в чтении все возрастала.

Ради удешевления изданий- придумали готовить их механическим способом. Так напр. «Библия для бедных», жития святых, состоявшие из картинок с краткими под ними подписями, вырезывались на деревянных досках с выпуклостями в тех местах, которые, будучи покрыты чернилами, должны были вытиснуться на бумаге. Это было начало печатания; вырезанные на дереве страницы можно было воспроизводить в любом количестве. Для печатания небольших вещей, календарей, грамматик и т. п. этот так наз. стереотипный способ был удобен; но для воспроизведения крупных и сложных произведений он не годился, так как вырезывать доски было долго, а для других изданий они уже не подходили.

 

В 30-х годах XV в. литейщик и резчик Гутенберг (род. около 1400 г. в Майнце, умер в 1468 г.) пришел к мысли о том, чтобы разделить целую резную страницу на отдельные передвигаемые буквы (типы, отсюда название нового искусства «типография») и затем набирать из них любьге слова и строчки.. Работая в Страсбурге, а потом в Майнце, Гутенберг пробовал сначала делать типы из дерева, но скоро заменил их более прочными и ровными металлическими. К своему основному изобретению он прибавил еще два других: пресс для нажима на бумагу сверстанного набора (отсюда название «прессы» для всех печатных произведений) и типографскую краску.

 

Типографское искусство сразу отделилось от других ремесл сложностью работы и необходимостью больших затрат на материал, инструменты и плату многочисленным рабочим. В1след- ствие этого Гутенберг должен был соединиться с богатым купцом Фустом, который дал средства для устройства типографии. Фуст привлек еще в дело своего зятя Шеффера, бывшего переписчика рукописных книг. Устроители типографии хотели соперничать с рукописными изданиями и старались сохранить тайну своего изобретения.

 

Первой книгой, которую Гутенберг начал печатать (около 1450) была Библия, за ней последовал Юстинианов закон. Фуст, недовольный затяжкой большого издания, потребовал назад своих денег, и так как Гутенберг не мог заплатить долг, вытеснил его из типографии, В 1462 г. в междоусобной войне Майнц подвергся разгрому, среди которого сгорела типография. Эта катастрофа послужила к раскрытию тайны типографского искусства и распространению дела книгопечатания по всей Европе: рабочие разбежались в другие страны и везде пробовали применить изученное им:и ремесло.

 

В Италии германские типографы сначала не имели успеха; в глазах восторженных поклонников античной литературы новое искусство было варварством, так как ничего подобного не знали древние народы. Постепенно однако итальянцы примирились с изобретением. В конце XV в. в Венеции стали выходить великолепные издания ученого Альдо Мануччи (или Мануция), печатавшего именно греческих и римских писателей. В это время типографии существовали уже по всей Европе, в НидерландахАИспа- нии, Франции, Англии, Польше, Венгрии, Скандинавии. Быстрому распространению печатных книг содействовало изготовление тряпичной бумаги (первая бумажная фабрика открылась в Нюрнберге в 1390 г.). В 1513 г. король французский Людовик XII назвал типографию «изобретением скорее божественным, чем человеческим».

 

Как Германия передала Италии искусство книгопечатания, так Италия в свою очередь внушила Германии интерес к античному миру, к древним языкам, литературе и искусству. Изучение Древности началось прежде всего в больших городах южной Германии, Лугсбурге, Нюрнберге, Страсбурге и др., ко- £ торые вели оживленную торговлю с Италией через Альпы. Богатые патриции (купеческая аристократия) стали собирать рукописи, издавать античных писателей, приглашать ученых, заводить школы для изучения языков латинского и греческого. Знатоки Древности составляли кружки и общества для бесед, для устройства поэтических состязаний, приняли обычай «венчания поэтов» в торжественных собраниях.

 

В Германии впервые возникло новое название для поклонников античного мира — гуманисты. Они назывались так потому, что изучали humaniora — науки о человеке и о человеческом, в противоположность • 11 наукам о божественном, которыми до тех пор занимались в университетах; изящную и свободную «поэзию», которую заимствовали они у древних, гуманисты противополагали схоластике, т. е. старой сухой школьной учености (по" нх примеру мы теперь разумеем под схоластикой и гуманизмом противоположность воззрений Средних веков и Нового времени).

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 Смотрите также:

  

РУКОПИСЬ И ПЕЧАТЬ - Иоганн Гутенберг инкунабул Матенадаран

Первые печатные книги сейчас представляют большую ценность, они бережно хранятся в крупнейших библиотеках мира. Эти редкие книги известны под названием инкунабул (от латинского слова incunabula — колыбель, годы младенчества).