Учебник истории. Переход от Средних веков к Новому времени

 

 

Медичи

 

 

ффф1

 

 

 

В начале. XV в. во флорентийской республике среди богатых семей, оспаривавших друг у друга власть, выдвинулась фамилия банкиров Медичи, которые сумели занять положение покровителей простого народа. Козимо Медичи (род. 1389 г.) предложил освободить бедных людей от всяких налогов, а богатых за то обложить несравненно большими податями, чем раньше. Он старался провести своих сторонников в синьорию (высший совет республики), соперников напротив разорить непомерными налогами и довести до нищенской сумы.

 

В сношениях с другими городами все завысило от Медичи, так как его банк был главной платежной силой Флоренции. Если против республики поднимался враг, Медичи подрывал его кредит, затрудняя ему ссуду, нужную для ведения войны. Напротив Флоренции служил лучший из тогдашних кондотьеров — Франческо Сфорца (кондотьерами, т. е. нанимателями, назывались командиры, которым правительство поручало все ведение войны, отдавая в полное их распоряжение суммы для найма и содержания солдат). Козимо Медичи помог потом Сфорца овладеть Миланом и сделаться там правителем; он приобрел т. о. могущественного союзника для своего родного города. По внешности во Флоренции оставалась республика, но в действительности безусловным господином ее сделался Козимо Медичи, получивший почетное прозвание «отца отечества»: в течение 30 лет (1434—1464) ни одна должность не могла быть занята без его согласия.

 

Козимо Медичи и становится главным покровителем наук и искусств во Флоренции. Он выстроил себе дворец в новом вкусе, просторный и полный света (тогда как средневековые замки состояли из темных и низких каморок). Он принял горячее участие в собирании рукописей. Когда Никколи от своего любительства разорился, Козимо открыл ему неограниченный кредит в своем банке; после смерти Никколи, Козимо приобрел его книги для большой городской библиотеки, которую устроил в монастыре св. Марка. Между тем к увлечению латинскими авторами прибавилось изучение писателей древнегреческих. Главными пробудителями этого интереса были греки, приезжавшие из Византии для устройства церковной унии, и особенно участники флорентийского собора 1439 г. Из них Гемист Плетон, горячий сторонник философии Платона, склонил Козимо основать во Флоренции Академию для изучения сочинений этого древнегреческого философа. Фичино, сын домашнего врача Медичисов, прошел особую ученую подготовку, чтобы перевести для Козимо на латинский язык творения Платона. Последователи философии Платона видели в ней новую религию, которую они хотели соединить с христианством. Фичино обращался к своим ученикам со словами: «братья во Платоне!» Вместе с тем они вводили слова и понятия античного язычесгаа: молились «богам бессмертным», называли Христа Юпитером.

 

Из Флоренции увлечение классическими писателями перешло в Рим. Так как папы хотели иметь секретарями мастеров изящной латинской речи, на папскую службу поступил флорентинец Поджо; во время своей поездки с папою на Констанцский собор (1414—1418), ученый однако больше всего был занят разыскиванием по монастырям старинных рукописей. В Риме Поджо нашел новый предмет интереса: развалины старинных построек, статуи, надписи на античных памятниках; он составил впервые «Описание города Рима», посвященное искусству древних. В 1447 г. папою, под именем Николая V, сделался флорентийский ученый Парентучелли; принимая в Ватикане (папском дворце) своих флорентийских друзей, новый папа произнес великолепную речь на латинском языке, приводя на память длиннейшие отрывки из древних авторов.

 

Несмотря на то, что в это время Константинополю грозили турки, и надо было собирать средства на крестовый поход, Николай V отдавал все внимание покупке драгоценных старинных книг; изо всех европейских стран выписывал он ученых переводчиков и переписчиков, положил основание знаменитой ватиканской библиотеке, целые часы проводил за чтением старинных текстов. Увлеченный мечтами о восстановления величия Рима, Николай V задумал громадный план перестройки всей столицы своей: между замком ов. Ангела, т. е. папской крепостью, с одной стороны, а с другой — Ватиканом и базиликой ев, Петра, предполагалось, сломавши старые тесные дома, проложить широкие проспекты, обстроить и>1 красивыми зданиями с колоннадами вдоль улиц, разбить большие площади с фонтанами посредине и т. п.

 

Увлечение литературой и искусством древних народов распространилось и в других городах Италии, в Милане, Генуе, Be- нециш, Неаполе. Но всетаки Флоренция осталась главным центром Возрождения. Здесь продолжал украшать город произведениями искусства и покровительствовать ученым внук Козимо, Лоренцо Медичи (1469—1492). Власть в государстве перешла к нему без всякого спора. Его противники из городской аристократии попробовали составить заговор с целью убить членов правящей фамилии в церкви. Но от кинжала заговорщиков погиб лишь младший брат, Джулиано, сам Лоренцо спасся. Народ стал на его сторону, жестоко расправился с врагами Медичи и, для охраны правителя, окружил его стражей. Лоренцо принял титул В ел и к о л е п н о г о (т. е. Его Величества), который как бы равнял его с коронованными особами.

 

Господство Медичи представляет пример замены республиканского правления монархическим. Их власть не опиралась однако на учение о божественном происхождении, как у королей и сеньаров в других странах Европы; поэтому к ним более всего подходит старинное греческое название-тиранов. Таким же тираном сделался ei Милане кондотьер Сфорна, основавший здесь династию. Появились тираны и в других городах северной Италии, кроме только Генуи и Венеции, где сохранилось республиканское устройство. Тираны старашись составить себе блестящий двор, привлечь к нему видных художников, ораторов и писателей, расположить к себе народ празднествами и крупными постройками: ораторы были нужны им для того, чтобы произносить речи на приеме иностранных послов, писатели — чтобы выставлять заслуги правителя и очернять его противников.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 Смотрите также:

  

 Происхождение итальянского Возрождения. Начало раннего...  Ренессанс Возрождение  Возрождение в Италии. Величайший прогрессивный переворот

 

Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение...   Итальянское Возрождение. Культура Возрождения. Античность...   ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ. Терминами Возрождение...  Начало раннего Возрождения...