Учебник истории. Кальвинизм и католическая реакция

 

 

Иезуитский орден

 

 

ффф1

 

В устройстве иезуитов и целях их общества отразились характерные черты испанского благочестия. На Пиренейском полуострове, где долгие века шла борьба с неверными, и народ считал делом чести истреблять беспощадно все чужое, ученые и проповедники старались возродить средневековое монашество, истязание плоти и опасные подвиги: они хотели направить знания, искусство речи, поэтический дар и нравственную энергию монахов на истребление врагов церкви, еретиков и вольномыслящих и на завоевание темной массы язычников.

 

Основателем ордена был испанский рыцарь Игнатий Лойола (1491—1556). Отчаянно храбрый, вследствие повреждения ноги в битве с французами неспособный продолжать вюенную службу, Лойола постригся в монахи и в часовне Богоматери в Барселоне повесил перед иконой свое оружие, чтобы сделаться воином Божьим. Сначала он отдался подвигам истязания плоти наподобие средневековых аскетов; во деятельная и честолюбивая натура толкнула его на борьбу с опасностями.

 

Он поехал в Палестину для крестоносной проповеди; ЕЮ время этой миссии он увидал недостаток своего образования и со свойственной ему несокрушимой энергией бросился на занятия наукой. Неудовлетворенный испанскими университетами, Лойола идет пешком в Париж, зимой переходит Пиренеи; 40 лет отроду садится на школьную скамью учиться латыни. В Сорбонне обнаружился удивительный талант Лойолы вербовать учеников и последователей: нескольких испанцев, ^учившихся вi Париже, он увлек своей идеей, и они составили «Иисусову дружину», для борьбы с врагами церкви.

 

Они обратились в Риме к папе Павлу III с просьбой утвердить их новый воинствующий орден. Пламенная ревность испанцев испугала сначала прелатов, окружавших папу; но они добились цели (1540 г.), когда к обычным трем монашеским обетам предложили прибавить еще четвертый: «исполнять все, что прикажет папа, идти во всякую страну, к туркам и еретикам, куда бы их ни послали, без возражения, без условий и без вознаграждения».

 

Основным правилом поведения ордена Лойола считал «рабскую покорность» иезуитов церкви: «если церковь определила, что вещь, казавшаяся нам белой, черна, мы тотчас-же обязаны признать ее черной». Он говорит еще о послушании церкви: «вера «i Бога должна быть так велика, что ты должен без колебания броситься в море и переплыть его хотя бы на бревне, если нет корабля».

 

Новый реформационный орден во многом отличался от старых средневековых. Его члены не были обязаны вести созерцательную жизнь в замкнутых общежитиях; напротив они должны были жить среди остальных мирян, вмешиваться во все житейские отношения, занимать любые должности, открывающие широкую общественную деятельность; они не выделялись поэтому особым монашеским костюмом. Только одну черту монастырской дисциплины, необходимую в борьбе, Лойола удержал и даже усилил, именно берусловное повиновение младших воле старшего и вообще всех членов ордена воле начальников. Во главе ордена стоит генерал, обязанный жить в Риме: он назначает на все должности в широко раскинутых по всему миру провинциях, требует от всех заведующих провинциями подробных отчетов, судит во всех вопросах, касающихся ордена; одним почерком пера может он уничтожить влиятельнейшего члена ордена. Лойола говорил: «подчиненный должен быть в руках властвующего без- юасным орудием наподобие трупа». Или еще: «член ордена обязан совершить смертный или иной более легкий грех, если этого требует высший начальник во имя Господа нашего Иисуса Христа или со ссылкой на послушание».

 

Для сохранения единства в ордене, Лойола считал нужным обязать всех членов следить друг за другом, постоянно исповедоваться друг другу и доносить друг на друга. Эта система всеобщего недоверия и шпионства была проведена сверху до низу. Сам всемогущий генерал ордена не был от нее свободен, находясь под непрерывным надзором нескольких несменяемых высших сановников ордена. Этим способом Лойола хотел достигнуть цели, которую выразил (=р в одном из основных правил ордена: „будем все верить в одно и тоже и говорить ОДНО Игнатий Лойола в орденском костюме. и тоже". Уверенные в чистоте и неизменности собственной веры, иезуиты присвоили с< право следить за верой всех остальных католиков, не исключай и самого папы от своего надзора.

 

Иезуиты прежде всего направили свое внимание на южные романские страны, Италию, Испанию, Португалию, истребили здесь в корне всякие попытки ввести протестантизм; затем они двинулись во Францию для отражения натиска из Женевы кальвинистов и в Германию для отвоевания страны у протестантов; в Риме ради подготовки ученых богословов они основали дна католических университета, из которых один назывался германской коллегией. Затем они придавали большое значение миссионерству 1в обширных испанских колониях Нового Света и наконец устроили миссии в области португальской торговли В Алии от Индостана до Японии.   

 

Ревность иезуитов, их новые приемы деятельности скоро отразились на всем строе католической церкви.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 

 Смотрите также:

  

БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Кальвин Кальвинизм является романским...

Кальвинизм. — протестантское направление, ведущее свое начало от Кальвина. К половине XVI в. католическая церковь

 

католическая реакция. испания. нидерланды

Благодаря торговым сношениям из соседних стран проникли в Нидерланды лютеранство и кальвинизм.
СЕРВАНТЕС. Правление Филиппов и католическая реакция задержали развитие испанской культуры.

 

Протестанты. Протестантизм течение в христианстве вместе...

Кальвинизм получил более широкое распространение. Организатором его стал Жан Кальвин Кальвинисты