Учебник истории. Кальвинизм и католическая реакция

 

 

Кальвинизм

 

 

ффф1

 

В числе беглецов, спасавшихся от религиозного преследования, был молодой ученый Жан Кальвин (1509—1564), уроженец северо-французюкой Пикардии, учившийся в латинском университете (его фамилия собственно Cauvin, Calvinus латинское ее написание). Он нашел приют в Женеве (1536 г.), где сделался пастором и скоро самым влиятельным лицом в городской республике.

 

Город этот с небольшой территорией у выхода Роны из Леманекого озера, на соединении путей из Франции, Нидерландов и Германии в Италию, принадлежал по имени к 'империи, но давно оторвался от нее подобно другим городам Средних Альп — Берну и Цюриху. Крайне важная по своему торговому положению, Женева была в XV в. местом больших ярмарок для средней Европы и осталась потом крупной биржей. В борьбе с соседними с а в о й- сними герцогами, которые пытались захватить богатый город и соединить в своих руках оба склона важнейших альпийских перевалов, Женева должна была искать помощи у швейцарцев, особенно у сильного города Берна. Поэтому Женева приняла веру своих союзников, протестантизм, хотя была окружена католическими странами. В качестве международного пункта Женева стала убежищем для итальянских и французских эмигрантов, спасавшихся от преследований за веру; Кальвин воспользовался этим приливом беглецов, чтобы сделать город из делового банкирского узла также центром протестантского богословия и проповеди, которая распространилась по другим странам.

 

От своих старших единомышленников, Лютера, Цвингли, Меланхтона, Кальвин отличается гораздо более враждебным отношением к католичеству, которое он считает сплошной языческой тьмой, забвением Бога. Но Бог, славу которого хочет восстановить Кальвин, представляется ему грозным мстителем, истребляющим, как в Ветхом Завете, тысячи неверных и отступников. Божье решение, непонятное, далекое от людей, бесповоротно принято до их рождения; заранее уже души оправданных отделены от осужденных; люди — орудия Божьей воли: часто Он исполняет волю свою руками злодеев), но это не служит им в оправдание (таково учение Кальвина о предопределении). Верующие, в надежде, что они принадлежат к числу избранников, должны вести особенно достойную жизнь.

 

Исходя от своих догматов, Кальвин и другие пасторы Женевы, которых он подобрал в своем духе, требовали от своей паствы соблюдения монастырской тишины и строгости нравов. По их настоянию женевская городская дума учредила мелочный придирчивый надзор за гражданами, которым руководил суд консистории, состоявший из пасторов и светских старейшин. Запрещены были всякие развлечения, песни, танцы, общественные пиры; даже мистерии, т. е. драматические картины библейской жизни, не были допущены. В Женеве восстановили старинное церковное отлучение: последствием отлучения, налагавшегося консисторией, могла быть тюрьма, изгнание и казнь.

 

По нетерпимости своей церковь Кальвина совершенно сравнялась с католической. В 1553 г. был арестован на французской территории, недалеко от Женевы испанский гуманист Сервет, отвергавший в своем сочинении «Восстановление христианства» учение о Троичности Бога. Калцвин, знакомый с ним раньше, поспешил сообщить французской инквизиции письма Сервета, которые послужили уликой задержанного. Когда Сервет убежал из' Франции и попытался укрыться в Женеве, Кальвин узнал его в толпе: по его указанию, Сервета схватили, и Кальвин повел про- ти'в него обвинение. Женевская дума согласилась с его доводами и осудила Сервета, как богохульника, на сожжение.

 

Кальвин основал в Женеве Академию, т. е. протестантский университет, который стал готовить ученых и проповедников разных национальностей, чтобы рассылать их для борьбы с католичеством по всей Европе; везде его последователи устраивали тайные общины в виде маленьких республик наподобие Женевы, с управлением пасторов и выборных старейшин. В лице кальвинистов появляется новый тип реформаторов, более резкий и самостоятельный сравнительно с германскими. Лютер, Меланхтон и их последователи в северных странах становились под защиту власти, допускали признание государей главами церквей, во многом уступали им и держали себя, как их подчиненные; достигнув успеха в странах, где правители сами склонялись к реформе, лютеранские проповедники успокоились на раз сделанных приобретениях и прекратили войну с католичеством.

 

Кальвинисты, напротив, считали нужным вести борьбу до конца, до полного истребления папизма; они иначе относились и к овiетской власти, совершенно отстраняли мысль о подчинении проповедников государям и напротив готовы были диктовать правителям свою волю.

 

Кальвин учил, что повиновением подданные обязаны лишь той власти, которая исполняет Божьи веления; напротив власти безбожной (т. е. католической) должно оказывать сопротивление. Совершенно также, как в Средние века, служители церкви считали себя в праве громить светскую вшасть, и Кальвин называет пасторов преемниками грозных пророков и апостолов: «пусть они безбоязнено дерзают на все, пусть заставляют всех сильных, гордых мира сего преклониться перед, величием Бо- жиим».

 

Его ученики и последователи, в своей ревности, стали направляться в страны, где или вовсе не было реформы, как Франция, Нидерланды, Шотландия, Польша, или где реформа была неполная, как в Англии. В XVI в. главное поле их деятельности Франция, отечество Кальвина, в XVII в. Англия, где они выступают под именем пуритан (т. е. сторонников «чистого», незапятнанного язычеством христианства).

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 

 Смотрите также:

  

БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Кальвин Кальвинизм является романским...

Кальвинизм. — протестантское направление, ведущее свое начало от Кальвина. К половине XVI в. католическая церковь

 

католическая реакция. испания. нидерланды

Благодаря торговым сношениям из соседних стран проникли в Нидерланды лютеранство и кальвинизм.
СЕРВАНТЕС. Правление Филиппов и католическая реакция задержали развитие испанской культуры.

 

Протестанты. Протестантизм течение в христианстве вместе...

Кальвинизм получил более широкое распространение. Организатором его стал Жан Кальвин Кальвинисты