Учебник истории. Протестантизм и секуляризация в Средней и Северной Европе

 

 

Анабаптисты

 

 

ффф1

 

От умеренных протестантов отклонились крайние, которые не допускали преград свободной мысли и понимали истинную веру в смысле глубокого внутреннего озарения.

 

Умеренные протестанты называли тех, кто отрицал писанное откровение и обращался к откровению внутреннему, анабаптистами, т. е. перекрещенцами (в виду того, что они не признавали крещения младенцев и допускали только крещение взрослых, видя в этом акте сознательное перерождение человека).

 

Анабаптисты, похожие на чешских таборитов, стремились к установлению на земле «справедливого порядка»; по их мнению, пусть общины состоят из немногих верующих, но эти немногие должны быть святы, т. е нравственно совершенны; в их среде должно господствовать равенство и общность имуществ, скромность и умеренность быта.

 

В утвержденных властями пасторах анабаптисты видели угодников могущества и богатства; они высказывались против самой власти, признавая ее языческой силой, против войны, клятвы, присяги и божбы. В свою очередь власти и пасторы принимаются преследовать анабаптистов; им клеймят языки, их жгут на кострах в качестве еретиков и безбожников.

 

Преследования, обратно, создали у анабаптистов воинственное настроение; среди них появились восторженные проповедники, возвещавшие близкое наступление тысячелетнего царства Христова и великого Суда на земле.

 

Таковы были голландские сектанты, которым удалось захватить богатый промышленный город Мюнстер в Вестфалии, принадлежавший епископу; они объявили его Новым Иерусалимом, водворили в нем Божье устройство с общностью имуществ, провозгласили одного из своих пророков, портного Яна Бокольда из Лейдена, царем Давидам Навюго Израиля.

 

Для отвоевания Мюнстера католики соединились с протестантами: расправа с анабаптистами носила характер крайней жестокости, вождей восстания сожгли в железных клетках (1535).

 

Остатки анабаптистов бежали в Моравию, где основали, несколько мирных коммунистических общин (их позднейшие названия — моравские братья и менно- ниты от проповедника Менио Симонса).

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 Смотрите также:

  

Протестантизм - обозначение...

Князья, дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений.
Европе (Скандинавские страны, Сев. Германия, Англия и Шотландия, Исландия, Нидерланды
Приверженцами протестантизма в мире в начале 90-х гг. были около 408 млн...

 

Реформация церкви, идеи Возрождения и Реформации – идеи...

В середине XVI в. движение Реформации раскололо единство католической Европы. В странах, где распространялись протестантские идеи, были проведены церковные реформы, за-крыты монастыри, отменялись церковные праздники, частично была проведена секуляризация...