Учебник истории. Протестантизм и секуляризация в Средней и Северной Европе

 

 

Умеренный протестантизм

 

 

ффф1

 

В среде протестантов далеко не было полного согласия. В то время как на севере Германии большею частью 'приняли саксонские порядки, введенные Лютером и Меланхтоном, в городах Швейцарии и южной Германии держались устройства и учения Цвингли (1484—1531), реформатора Цюриха.

 

Цвингли, одновременно с Лютером, выступил против индульгенций и побудил цюрихский городской совет отменить посты, крестные ходы, мессу и церковную музыку, разрешить при- чйщение вином для мирян и свободную проповедь. Более проникнутый гуманизмом, Цвингли разошелся с Лютером в вопросе о том, как понимать причащение: истинно ли вкушается тело и кровь Христовы, происходит-лн чудо превращения, как прежде учило католичество, и как продолжал верить сам Лютер, или же этот обряд заключает в себе лишь с и м в) о л, т. е. напоминание духовного общения человека с Божеством.

 

По этому поводу начались сильные пререкания можду северянами и южанами как рш перед приездом императора в Германию, когда надо было протестантам особенно тесно сп1 лотиться вместе. Была сделана попытка примирения, пригласили1 Лютера, Цвингли и их сторонников на съезд в М арбу pre, Лютер выказал здесь всю свою нетерпимость: в то время как Цвингли, ради обш.аго дела, просил не упоминать о разногласиях и, со слезами на глазах, протягивал ему руку, Лютер отказался от пожатия: он написал на столе мелом слово есть (из текста «сне есть тело мое») и молча на него показывал.

 

Лютер вообще отступил от тех широких взглядов, которые высказывал в пылу первого увлечения борьбы с Римом. Тогда говорилось, что для человеческого духа, свободно возносящегося к Богу, не нужны ни обряды, ни строгие догматы. Теперь Лютер, испуганный разбродом мнений, стал указывать в Библии незыблемую основу учения: свобода может выражаться только в толковании текстов; но отступать от их точного смысла нельзя. Т. о. ОН опять пришел к строгим догматам.

 

Все это было непохоже на реформацию, как ее мыслили Эразм и его друзья; их планы мирного и свободного просвещения умов далеко отодвинулись и стали забываться среди раскола и ожесточенной борьбы партий. Сам Эразм, колебавшийся между Римом и его противниками, осмеянный Лютером, доживал последние годы свои (умер в 1536 г.) как бы в тени, не пользуясь и половиной прежнего авторитета. Его ученик Меланхтон, глубокий знаток и почитатель античной древности, примкнув к протестантской партии, должен был отказаться от своих свободных воззрений.

 

К успехам наук протестантские богословы стали проявлять такое же недоверие, как католические инквизиторы. В 1543 г. вышла знаменитая работа польского ученого Николая Коперника (1473—1543) «О вращении небесных тел», Открывшая собой переворот в мировоззрении европейцев: здесь впервые было опровергнуто средневековое представление о центральном положении земли и вращении вокруг нее солнца; Коперник утверждал, что сама земля — лишь маленькая планета, движущаяся в свите громадного, во много раз превосходящего ее светила.

 

Лютер сказал по поводу этой книги с негодованием: «глупец хочет повернуть все искусство астрономии; но священное Писание говорит нам, что Иисус Навин остановил солнце, а не землю».

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 Смотрите также:

  

Протестантизм - обозначение...

Князья, дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений.
Европе (Скандинавские страны, Сев. Германия, Англия и Шотландия, Исландия, Нидерланды
Приверженцами протестантизма в мире в начале 90-х гг. были около 408 млн...

 

Реформация церкви, идеи Возрождения и Реформации – идеи...

В середине XVI в. движение Реформации раскололо единство католической Европы. В странах, где распространялись протестантские идеи, были проведены церковные реформы, за-крыты монастыри, отменялись церковные праздники, частично была проведена секуляризация...