Учебник истории. Протестантизм и секуляризация в Средней и Северной Европе

 

 

Образование протестантской партии в Германии

 

 

ффф1

 

Победителями из великого столкновения классов вышли князья и имперские города; в руки этих местных властей поступило теперь дело реформы церкви. Курфюрст саксонский, ландграф гессенский, города Страсбург, Нюрнберг, Магдебург, Любек и др. отстранили епископовi и аббатов, зависевших от Рима, заменили их проповедниками нового учения и приступили к секуляризации, т. е. отобранию имуществ, принадлежавших монастырям и духовенству (saeculare, или «временным» называлось в Средние века светское владение в противоположность Божьему, или церковному, которое считалось «вечным»).

 

Самой крупной в Германии секуляризацией было превращение тевтонского духовно-рыцарского ордена в светское Прусское герцогство, причем его владыка-монах обратился в наследственного князя, а братия-рыцари в наследственных же владетелей имений.

 

Другое следствие местных реформации состояло' в том, что, вместо сановных клириков, зависящих от Рима, были назначены проповедники и богословы, готовые подчиниться местным князьям или городским магистратам. Духовное звание совершенно изменило свой характер. Новые пасторы, (т. е. пастыри) не были связаны монашескими обетами (Лютер в 1525 г., давая пример другим, женился на бывшей монахине), не были облечены таинственной благодатью и не возвышались над мирянами; они считались учителями и толкователями открытого и всем доступного Писания. По поручению власти, Лютер и другие «евангелические» проповедники, отрекшиеся от папы и Рима, отправлялись по городам и деревням, чтобы отменять торжественную мессу, посты и почитание мощей, поклонение Богородице и святым, вводить причащение под обоими видами для мирян и богослужение на народном языке.

 

Между тем Карл V примирился с Франциском и с папой: оба государя обещали папе вступить в борьбу с широкораспростра» нившейея ересью. Под впечатлением этого успеха римской церкви выступили князья, верные католичеству, во главе их герцог баварский и Фердинанд австрийский: на рейхстаге в Шпейерев 1529 г. они собрали в свою пользу большинство голосов и потребовали остановки секуляризации вплоть до созвания общего собора. Те князья и города, которые уже принялись за реформу, «протестовали» против этого решения, и с тех пор за сторонниками нового учения закрепилось название протестантов. На следующий год (1530) Карл сам прибыл на рейхстаг в Аугс- бурге; протестанты представили здесь свое исповедание, составленное Меланхтоном в очень примирительном духе (А у г с - бургское исповедание), надеясь на соглашение с католиками. Но против соглашения высказались на одной стороне Лютер, на другой папа. Император остался при своем решении: опираясь на большинство рейхстага, он запретил все нововведения и пригрозил сторонникам реформации опалой.

 

В действительности он был бессилен восстановить единство в церкви и в империи. Протестанты объединились в вооруженный союз, а начать с ними борьбу императору помешали внешние затруднения: опять возобновилась война с Францией и опять появилась турецкая опасность: Солиман отнял у Габсбургов, наследовавших венгерский престол, большую часть Венгрии со столицей Будапештом. Снова, как в 1521 г., Каря должен был покинуть Германию и предоставить князьям свободу действий.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 Смотрите также:

  

Протестантизм - обозначение...

Князья, дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений.
Европе (Скандинавские страны, Сев. Германия, Англия и Шотландия, Исландия, Нидерланды
Приверженцами протестантизма в мире в начале 90-х гг. были около 408 млн...

 

Реформация церкви, идеи Возрождения и Реформации – идеи...

В середине XVI в. движение Реформации раскололо единство католической Европы. В странах, где распространялись протестантские идеи, были проведены церковные реформы, за-крыты монастыри, отменялись церковные праздники, частично была проведена секуляризация...