Учебник истории. Век реформации. Начало реформации в Германии

 

 

Идеи гуманистической реформации

 

 

ффф1

 

Движение к реформе церкви, поднимавшееся в первую треть XV в. в эпоху великих соборов, разбилось на взаимно враждебные партии и не достигло цели. После 60—70 лет отлива и затишья оно снова выступило с силой, увлекая за собой все классы общества. У сторонников реформы было теперь могущественное орудие в виде гуманистической науки.

 

Наиболее широкие требования реформы ставили гуманисты Германии, которая была по преимуществу подавлена деспотизмом римской церкви.

 

В первые десятилетия XVI в. здесь главным руководителем научных занятий был голландец Эразм из Роттердама (1467—1536), учившийся в Девентере и в Париже, потом живший в Лондоне и Оксфорде, побывавший в Италии и под конец жизни поселившийся в Базеле по близости типографии Фробена, своего издателя. Эразм более всего был занят исправлением и истолкованием подлинных текстов античных и древнехристианских авторов; среди этих текстов самое видное место занимал Новый Завет. По мысли Эразма все должны узнать «проповедь о Христе из самого источника», т. е. евангелие должно стать общим достоянием всего грамотного мира; лучший путь к истине в свободном изучении великой книг». К Библии Эразм применяет те же приемы критики, что и к древним писателям; по его мнению, нельзя ни Н чем держаться буквы; важно проникнуть в великие нравственные начала, выраженные христианством.

 

Эразм видел в испорченности клира большое зло: он ожидал реформы от просвещенных пап, прелатов и государей, как покровителей «добрых знаний»: они должны открыть собою век мирного процветания науки и отстранить испорченных невежд от дела просвещения народа. Эразм поддерживал огромную переписку с учеными всех стран; его звали к своим дворам государи; к нему, как на богомолье, отправлялись многочисленные поклонники; по его указаниям работали молодые ученые «эразмовцы».

 

О том, как представляли они себе будущий счастливый век, который водворится вследствие мирного переворота в умах, можно судить по взглядам Дуга Эрпзмова, англичанина Томаса Мора (1478—1535), составившего фантастическое описание общества острове Утопии (1516 г.; утопия по гречески значит «нигде на свете»): там живет свободный народ; он не ведет войн, у него нет ни роскоши, ни бедносгиЛ все люди обладают равным достатком, так как между ними проведенаЛобщность имущества; благодаря этому каждый может подняться духом, развиться в науках и 'Искусствах; женщинам открыто образование одинаковое с мужчинами; в делах веры нет стеснения; религия — дело личного убеждения; ее сущность в нравственном совершенствовании.

 

Резче, чем Эразм и его друзья, были настроены гуманисты более молодого поколения, среди которых выдавался фон Гуттен (1488—1523), происходивший из обедневшего рыцарства. Гуттен принимал участие в составлений сатиры на богословов старого схоластического направления, под заголовком «Письма темных людей» (Epistolae obscuro;um virorum, отсюда обскурантизмом мы называет защиту невежества). Отыскивая случай напасть на Рим, Гуттен напечатал существовавшее только в рукописи сочинение итальянского гуманиста Лоренцо Баллы о так наз. «Константиновой даре», где тот опровергал выгодное для пап сказание, будто первый христианский император передал папе светское владение Римом и вместе управление всем Западом. Свое издание Гуттен посвятил 'Иронически Льву X, прибавляя, что .ведь современный папа непохож на своих предшественников разбойников и воров.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 Смотрите также:

  

РЕНЕССАНС. Реформация и Ренессанс

Реформация - это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии

 

Реформация церкви, идеи Возрождения и Реформации – идеи...

Реформация церкви. идеи Возрождения и Реформацииидеи. IX. Германия во времена габсбургов.

 

Участие в реформационном движении. Сторонники Реформации.