Учебник истории. Эпоха великих реформ в России

 

 

Реакция и народничество

 

 

ффф1

 

Последним толчком к реакции послужило покушение Каракозова, стрелявшего в Александра 2 4 апр. 1866 г. у ворот Летнего сада в Петербурге. Теперь получили силу все те, кто внушал о необходимости строгих стеснительных мер. Валуев добился усиления власти губернаторов; во главе петербургской полиции был поставлен Муравьев, страшный усмиритель Литвы. Навсегда! были закрыты «Современник» и «Русское Слово». На место либерального Головнина министром народного просвещения стал граф Дмитрий Толстой, один из противников реформы 1861 г.

 

С этой поры политика Александра II принимает характер двойственный, колеблющийся, который и сохранился на 15 лет до его смерти; почти все это время его советниками оставались, с одной стороны, гуманный просвещенный Дм. Милютин, с другой — обскурант Толстой. Александр не отказался вполне от освободительных идей, которые возвестил в начале царствования; совершились еще две важные демократические реформы: 1) в 1870 г. введено было городское самоуправление, подобное земству; 2) в 1874 году установлена была всеобщая воинская повинность, одинаковая для всех сословий, тогда как прежняя рекрутчина с продолжительной (25 летней) службой была особой тягостью, лежавшей на крестьянстве. Но вместе с тем императорская власть повела войну со всеми проявлениями самостоятельности в обществе; она сосредоточила все свое внимание на борьбе с «крамолой».

 

Поддерживаемый Катковым, Толстой предложил для истребления духа революции перестроить среднюю школу, усилить в ней систему Уварова: единственным путем к университету должна была стать гимназия с двумя древними языками, греческим и латинским, с очень строгими переходными и особенно суровыми выпускными «экзаменами зрелости»; естественные науки, как предмет, служащий развитию вольномыслия, вовсе были выключены из курса преподавания; педагогам внушалось готовить, посредством формальной выучки и всепроникающей дисциплины, послушных верноподданных. В государственном совете проект Толстого был отвергнут большинством голосов, но император согласился с меньшинством, и реакционная мера осуществилась. Толстой добился, чтобы газетам было воспрещено порицать планы министерства относительно образования юношества. При этом он совершенно закрыл женщинам доступ в высшие школы; с 1869 года, вслед за беспорядками в Петербургском университете, множество студентов подверглось исключению.

 

Деятельность Толстого имела последствия, как раз обратные расчетам правительства. Она толкнула на путь революции множество исключенных студентов, недопущенных до экзамена гимназистов-, отстраненных от образования женщин. Даровитые, жаждущие знания и деятельности молодые люди были лишены возможности служить государству и даже вообще найти заработок, что ставило их а положение опальных; отсюда их чувство ненависти к правительству и вражды к существующему порядку. Большая часть изгнанных двинулась за границу и сосредоточилась в швейцарских университетах, особенно в Цюрихе. Два эмигранта, Герцен (1812—70) и Бакунин (1814—76) дали им программу действий: первый — идти в народ с целью его просвещения, второй возбуждать народные бунты, чтобы осуществить в России: идеальный социалистический строй жизни. Бакунин, уже в 1848—9 гг. принимавший участие в германской революции, выданный Николаю I, и сидевший в Шлиссельбургской тюрьме, при Александре II сосланный в Сибирь и бежавший оттуда, стоял теперь во главе самых воинственных европейских революционеров, принимая вместе с Марксом участие в создании рабочего Интернационала. По его учению, представляющему крайний анархизм, всякий государственный строй, будь то монархия или республика, основан на принуждении и ведет к неравенству, к господству одного класса над другим; поэтому социальную революцию надо начинать с разрушения государства; на его место станет союз свободных и независимых друг от друга общин, составленных из трудящихся на земле, в мастерских и на фабриках.

 

В 1869 г. Нечаев, бывший учитель приходской школы, организовал в студенческой среде Москвы тайное общество под названием «Народной Расправы» с целью истребления всех, кто так или иначе поддерживает существующий строй, не только власть имущих и чиновников, но и вообще богатых и влиятельных людей. От такого направления Е духе французских якобинцев-террористов отклонились последователи Чайковского, стремившиеся к мирной пропаганде в среде народа; они придавали большое значение взаимной братской помощи, нравственному самоусовершенствованию и вели суровый спартанский образ жизни. Их первые попытки просветительства были направлены в среду фабричных рабочих Петербурга; но скоро их потянуло в глухую заброшенную русскую деревню, к жизни и работе в тесном единении с крестьянством. Этот порыв нашел себе оправдание в теории народничества.

 

Главными выразителями народничества были: Лавров, удаленный из военной Академии профессор, ставший эмигрантом, и Михайловский, один из руководителей наиболее популярного в русском обществе журнала «Отечественные Записки» (издавались 1868—83). Согласно их учению, на интеллигенции, которая достигла умственного превосходства ценой тяжких лишений и страданий темной массы, лежит великий долг отдать свою жизнь и все свои силы на подвиг служения народу; в народе заложена святая внутренняя сила и мудрость, которой должны приобщиться сами образованные люди. Михайловский признавал ценным только благо народной массы и высказывался против конституции из опасения, что она станет средством для новой экспло- атации крестьянства высшими классами.

 

В 1874 г. 'вернувшиеся из за границы студенты и курсистки, а также многие молодые люди, -бросившие русские университеты, рассеялись по огромной территории средней России. Одни старались занять места врачей, фельдшеров, акушерок, учителей и учительниц, волостных писарей и т. п., чтобы работать практически среди крестьянства, другие становились простыми чернорабочими, кузнецами, дровосеками, третьи наконец, с целью социалистической пропаганды, переодевшись в крестьянское платье, запасшись фальшивыми- паспортами, пытались действовать на простой народ речами на фабриках и в деревенских трактирах, раздачей революционных брошюр. Наиболее решительные из них, «бунтари», поставили себе целью осуществить бакунинскую идею повсеместных народных восстаний; они отправлялись на места старых знаменитых мятежей, Разинского и Пугачевского, на Волгу и Дон, обращались к гонимым за веру раскольникам и сектантам, старались подложными царскими манифестами возбудить недовольных, обещая «черный» (общий) передел земли с наделением беднейших.

 

Крестьяне почти всюду отнеслись равнодушно к пропаганде: городской вид пришельцев, их незнакомство с местными условиями и прямыми нуждами населения отталкивали от них простой народ. Власти быстро справились с движением, арестовали, засадили по тюрьмам и отправили в ссылку громадное большинство агитаторов. В это время внимание общества было отвлечено событиями, происходившими на Ближнем Востоке и поведшими к большой турецкой войне.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 

 Смотрите также:

  

Народная Воля. Народовольцы. Народники.

В работах Герцена, Чернышевского по существу сложилась программа общественных преобразований в России.
В стране усилилась реакция, были свернуты реформы.
Отечественная война 1812 года. Положение России после войны. Движение декабристов.

 

Чаадаев. Славянофилы. Общественно-политическое движение

Общественно-политическое движение. Неудачи в реформировании России Александром I
Автор был объявлен сумасшедшим. Изучение членами кружка Н.В. Станкевича (1813-1840) трудов Гегеля, Канта, Шеллинга и других немецких философов было признано ина-

 

 Предпосылки преобразований. Эпоха постепенного...   ДОСТОЕВСКИЙ. Биография Федора Достоевского. Книги, романы...  АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ХОМЯКОВ. Биография и книги Алексея...

 

ЗАПАДНИЧЕСТВО. Российское западничество XIX в. никогда не...   НЕОАБСОЛЮТИЗМ. Развитие государственной системы...

 

Россия в эпоху нового времени