Учебник истории. Образование нового государственного строя в Англии, Франции и Испании

 

 

Итальянские войны

 

 

ффф1

 

 

Объединенные во второй половине XV века, Франция и Испания сразу выступили как две. сильные державы в борьбе за богатую Италию. Разрозненные между собою, итальянские мелкие государства не в силах были оказать им сопротивление.

 

В 1494 г. сын Людовика XI, Карл VIII, перешел Альпы с крупным для того времени войском, в котором видное место занимали швейцарские наемники. Французский король захватил, не встречая затруднений, северную и среднюю Италию, вступил последовательно в Турин, Милан, Флоренцию, Рим и, наконец, легко завоевал Неаполь. Дальнейшие планы его состояли в отвоевании Иерусалима у неверных и в изгнании турок из Европы. Король хотел овладеть Средиземным морем и пробиться к путям торговли с востоком, с Персией и Индией, загороженным мусульманами.

 

Во Флоренции появление французов вызвало народное восстание против тирании Медичи, вынужденных бежать. В восстановленной опять республике выдвинулся' доминиканец Савонарола, суровый аскет и пламенный проповедник, возвещавший народу суд Божий. Монах гремел против флорентийской роскоши и светского искусства и увлек граждан к великому покаянию: многие принесли из домов своих художественные вещи, украшения, вольные книги и сожгли вое это на большом костре перед синьорией.

 

Савонарола объявил Христа главой республики и поднял свой голос в защиту бедных, обираемых богачами: он потребовал введения прогрессивного налога (т. е. возвышающегося соответственно богатству), прощения долгов несостоятельным гражданам, изгнания еврейских банкиров и устройства закладного дома, где бы давали бедным ссуду за ничтожный процент. В своей проповеди покаяния и самоотречения Савонарола вооружился также против папского престола, занятого в то время Александром VI, родом из испанской фамилии Борджа (1492—1503).

 

После Николая V (1447—1455) римские первосвященники забыли всякие идеальные цели; они покинули также прежние широкие планы господства над всем христианским миром Европы, занялись местными итальянскими делами, приумножением своих владений. Но так как папа не мог иметь семью, то каждый представитель св. престола хлопотал в пользу своих племянников и внуков (не потов, отсюда «непотизмом» мы называем устроение карьеры родственников). К вотчине св1 Петра, составлявшей достояние римской церкви, папы относились как к личному своему владению; в коллегию кардиналов старались посадить побольше родственников, чтобы при последующих выборах сохранить римский престол за своей династией. Благодаря этому папы обратились в таких же тиранов, каковы были другие правители городов Италии. Среди всех пап-тиранов Александр VI выдавался как самый р1азвращевный. Папский дворец сделался местом разгульных пиров. Папа открыто устраиввил дела своих незаконных детей: 16-ти летнего сына своего Чезаре Борджа он возвел в сан кардинала.

 

К проклятиям Савонаролы, осуждавшего папу за греховную роскошь и покровительство язычеству и искусству, присоединился французский король с требованием реформы церкви, которая была заброшена со времени великих соборов, Констанцского (1414) и Базельского (1431). На такое соединение своих противников Александр VI ответил союзом с врагом христианства, турецким султаном Баязетом, который, присылая папе золото, потребов1ал, чтобы в замен папа отравил его брата и соперника, Джема, проживавшего в Риме под покровительством св. престола.

 

Французы однако быстро потеряли все свои завоевания. Опасаясь перерыва сообщений с севером, Карл VIII должен был покинуть Неаполь и вообще уйти из Италии. Папа воспользовался переменой настроении во Флоренции и враждой францисканцев против ордена, к которому принадлежал Савонарола; монаха внезапно схватили, и пашский легат присудил его к сожжению на костре. Папа> сказал: «этот человек должен погибнуть, хотя бы он был Иоанном Крестителем». С новым французским королем, Людовиком XII, возобновившим поход Карла VIII на Италию, Александр VI помирился. За присуждение ему папой Милана и Неаполя, король дал папскому сыну Чезаре герцогский титул и руку наваррекой принцессы. Паша получил теперь полный простор для своих действий: он назначил Чезаре властителем Романьи, т. е. области у Адриатического моря, чтобы владениями своими охватить, как поясом, Апеннинский полуостров. Чезаре, даровитый, красивый, но преступный по своей натуре, составлял себе княжеское положение, устраняя щрагов то ядом, то кинжалом тайного убийцы. Он превзошел Александра VI злодействами: своего брата он убил у ног отца так, что кровь брызнула в, лицо папе.

 

Людовик XII легко захватил Милан, который сдали ему без боя швейцарцы, нанятые тираном Лодовико Сфорца. Для завоевания Неаполя он заключил договор с Фердинандом Католическим о разделе южной Италии. Фердинанд однако нарушил договор; испанцы победили и изгнали французов с юга, Неаполь получила Испания, которая и удержала его на два века слишком (1503—1713).

 

За смертью Александра VI, отравившегося ядом, который он предназначал для враждебных ему кардиналов, на папский престол был избран генуэзец Ровере, под именем Юлия II. Папа Юлий II (1503—1513) покровительствовал художникам, при его дворе работали Рафаэль и Микель-Анджело; он был исполнен итальянского патриотизма и хотел изгнать французов из Италии. Но у этого папы не было ни малейшего желания произвести какие либо реформы в церкви. Он устроил священную лигу против Франции, привлекши в нее Максимилиана Габсбурга, Венецию, Англию, Испанию. Папа, шестидесятилетний старик, показал зрелище невиданное: в броне, верхом на коне, он скакал среди своих наемников, пинками ногой подгоняя ленивых. Французы разбили папское войско при Равенне, главным образом благодаря находившемуся у них отряду швейцарцев; но папа перетянул непобедимых горцев на свою сторону, и в последующих битвах они заставили французов отступить.

 

В борьбе с папою Людовик XII опять поднял вопрос о реформе церкви. На собор, созванный им во французском городе Туре, Юлий II ответил собором* в папском дворце Латеране, куда явилось большею частью итальянское духовенство, вполне послушное папе и не желавшее никаких преобразований.

 

По смерти Юлия II папою был избран Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного под именем Льва X (1513—1521), вполне светский человек, только что перед выборами получивший посвящение в клирики и епископы. Воцарился он при обстановке, полной языческих символов. К его въезду в Рим была поставлена триумфальная арка, украшенная изображениями древних богов с надписью: «за господством Марса и Венеры (войны и любви) наступает царство Паллады (просвещения). Лев X завел себе труппы комедиантов и танцоров; глядя на театральные представления, папа пользовался лорнетом, только что изобретенным. О реформе церкви он также ничего не хотел слышать: распуская латеранский собор, созванный при Юлии II, Лев X повторил перед всем миром учение средневековых пап, что римский епископ — безусловный и непогрешимый глава церкви.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 Смотрите также:

  

Классическое Средневековье XI-XV века

 

Всемирная история...