Учебник истории. Просвещенный абсолютизм

 

 

Крепостное право в Восточной Европе

 

 

ффф1

 

Три большие державы восточной Европы, Австрия (с Венгрией), Польша и Москва, при всем различии политического устройства, представляли сходство в своем общественном порядке и в характере своего хозяйства. Значительная часть областей, занятых этими государствами, были колониями, т. е. первоначально пустырями или слабо населенными землями, доставшимися пришельцам. При слабом развитии городов в этих странах не имелось обширной индустрии, которая бы могла работать на сбыт. Главным занятием оставалось земледелие, притом экстенсивное: забирали обширные пространства, которые плохо вспахивали и мало удобряли, а затем забрасывали или оставляли под пар.

 

Этим способом хозяйства объясняется и политика восточноевропейских государств. Они постоянно чувствовали нужду в земле и вели войны за приобретение новых территорий. У них выработалась иная военная система, чем на западе Европы. Франция и Голландия напр. защищали свои границы поясом крепостей, держали на жалованьи массу наемных солдат. Восточные государства, Австрия, Польша, Москва, устраивали вместо того широкие полосы военных границ, т. е. поселяли на вновь захваченной земле вооруженных людей, чтобы наблюдать за действиями врага и быстро давать ему отпор. Земля была главным вознаграждением за службу: военного не держали на жалованье, не нанимали на срок, а его испомещали, наделяли участком земли с определенным доходом.

 

Устройство крестьян в восточных государствах также зависело от характера завоеваний. Первой заботой правителей было привлечь земледельца на пустыри или в отнятые у врага не вполне замиренные и неспокойные области, наделить его щедро землей, помочь при первоначальном обзаведении. Позднее государства более налегло на другую сторону дела: оно старалось снабдить своих военных людей постоянными рабочими для обработки земли; поэтому оно стало помогать по мещикам задерживать у себя перехожих земледельцев и пользоваться барщиной соседних крестьян или, иначе говоря, содействовало установлению крепостного права.

 

В развитии крепостных порядков с Австрией и Польшей сравнялась Пруссия; здесь на полуславянской окраине Германии утвердились очень упорные и хозяйственные помещики (юнкеры): пренебрегая городской жизью, они сидели в самой деревне, владели землей черезполосно с крестьянами, сами распоряжались всеми работами в имении, сами продавали продукты хозяйства. Чем дальше, тем больше напрягали они крестьянские повинности, так что небольшая старинная подмога из 6—8 дней в году обратилась в барщину, отнимавшую 3—4 дня в неделю. Встречались местности, где у крестьян для обработки собственной земли оставались только лунные ночи. В деревню запрещено было принимать свободных людей; крестьяне обязаны были отдавать младших детей в дворовую служб)-, а сами на своих лошадях и телегах справлять полевую работу и отвозить зерно в господские амбары.

 

Помещики крепостного времени охотно учились юридическим наукам. В римском праве, изучавшемся в университетах, они нашли выгодное для себя, положение, что верховный господин земли и есть настоящий собственник ее, а работающие под его началом крестьяне — лишь временные пользователи, которых он может перемещать с одного участка на другой или и вояее удалять с земли за ненадобностью. Своим правом уничтожать крестьянское хозяйство, сносить крестьянский двор и его строения помещики особенно часто пользовались после больших войн, напр., Тридцатилетней: когда разбежавшиеся от солдатских грабежей жители возвращались на старые места, помещики объявляли, что не в силах помочь обнищавшим крестья'нам, потому что и сами разорились; они присоединяли тогда к своему имению опустелое место, не обращая внимания на то, что прежде тут были крестьянские дворы; на еовоприобретенной земле они заводили отделение своего хозяйства, фольварк, который отдавали в аренду.

 

Как ни велики были притязания дворянства в восточно-европейских государствах, правительства не могли отдать ему на полный произвол труд, личность и владение крестьян, так как и сами они были заинтересованы в сохранении рабочей силы и платежной способности обширных деревенских масс. Вследствие этого в Пруссии и Австрии начинается в XVIII в. политика, направленная к охране крестьянства: она и составляет главное содержание деятельности просвещенного абсолютизма. В окружении монархии появляются лучшие умственные силы страны: философы стараются шушить правителям идеи гуманности в отношении угнетенных крестьян, вызвать у них возмущение к самому факту рабства и владения людьми в цивилизованной Европе; образованные чиновники, ученики просветителей, выступают с проектами облегчения повинностей крестьянских или освобождения крестьян.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 

 Смотрите также:

  

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Просвещенный абсолютизм

 

Просвещенный абсолютизм в России - переходная эпоха от...

 

Просвещенный абсолютизм в России

 

"Просвещенный абсолютизм" Карла III. Карла III называют...

То была эпоха "просвещенного абсолютизма", и Карл III был одним из наиболее выдающихся его представителей.