Учебник истории. Просвещенный абсолютизм

 

 

Закрытие иезуитского ордена

 

 

ффф1

 

В 18 веке в государствах, оставшихся верными католичеству (Франции,, Испании, Португалии, Австрии, Неаполе, Венеции) светская власть оставила за духовенством его владения и привилегии; она считала нужным тесный союз с церковью, как силой консервативной, обеспечивающей повиновение подданных.

 

К XVIII в. отношения правительств и духовенства в католических странах изменились; государи и их министры увлечены меркантилизмом, заботой о том, чтобы извлечь доход и налог из всех видов владений и угодий; они не находят нужным щадить громадные имущества церкви, которые до тех пор, будучи рассеяны по всему свету и не связаны с национальностями и государствами, ускользали от обложения.

 

Особенно зарится светская власть на богатства иезуитов, имевших в' Америке богатые плантации, собственную колонию в Парагвае, распоряжавшихся крупными капиталами, вложенными в торговлю, в банкирские дома. Все более распространяется мысль, что для государства было бы полезно присвоить эти капиталы, отобрать земли «мертвой руки», распродать и раздать их светским владельцам, которые увеличили бы собою число плательщиков налога.

 

В тоже время значительно ослабела и духовная энергия руководителей церкви. В XVII веке иезуиты работают во всех областях науки, поспевают за умственным движением, стараются примирить требования знания и исследования с интересами церкви.

 

В 18 веке они уже отстали от хода просвещения; новые наставники общества, философы, частью их бывшие ученики, как Вольтер, превосходят их без сравнения блеском языка, тонкостью мысли, свободой критики. Из среды ученых богословов за весь XVIII iв. не вышло ни одного талантливого сочинения в ответ на критику просветительной философии. Для католической церкви наступил опасный момент, когда в качестве правящих министров в 50-х и 60-х годах появились1 сторонники нового просвещения: во Франции Шуазёль, в Испании Аранда, в Португалии Помбаль. Первый натиск на иезуитов произвел Помбаль, самый решительный из всех, и как раз в стране, наиболее порабощенной монахами.

 

В 1751 г. Помбаль подчинил приговоры инквизиции светскому суду й отменил сожжение еретиков. В 1755 г. произошло сильнейшее землетрясение в Лисабоне, разрушившее город и стоившее жизни 30.000 человек.

 

Иезуиты объявили, что это — кара Божия за нечестивые действия правителя, но Помбаль, который, с удивительной энергией, восстановил город, помог голодающим и устранил беспорядки, в то же время изобличил иезуитов в подстрекательстве к мятежу, удалил от двора иезуитов, состоявших дужтниками ничтожного короля (Иосифа II), запретил им вообще исповедь и закрыл все их торговые учреждения. Арестовав самых влиятельных патеров по обвинению в заговоре на жизнь короля, он применил к ним все ужасы инквизиционных допросов, пыток и наказаний; всех остальных португальских иезуитов он распорядился посадить на корабль и отвезти в Рим.

 

Одновременно подобные же меры против ордена иезуитов были приняты во Франции и в Испании: и там, и здесь патеров высылали, закрывали орденские дома, конфисковали их имущество. Помбаль предложил трем бурбонским правительствам, французскому, испанскому и неаполитанскому, выступить совместно в Риме с требованием пересмотра правил ордена и отмены тех из них, которые противоречат интересам государства.

 

Сначала они встретили резкий отказ. Генерал ордена Риччи ответил в духе непримиримости: «пусть они останутся такими, какие есть, или пусть их вовсе не будет»; папа Климент XIII выпустил грозную с осуждением всех врагов иезуитства и сторонников новой светской философии (1765). Лишь преемник его, папа Климент XIV, бывший монах францисканского ордена, враждебного иезуитам, после долгого колебания, объявил закрытие общества Иисуса (1773).

 

Это был шаг, очень iвiажный для католичества. Всюду в католических странах закрытие иезуитского ордена сопровождалось реформами, при помощи которых государственная власть старалась .взять верх над церковью.

 

Особенно важны были попытки преобразования школы, до тех пор находившейся в исключительном распоряжении монахов: в этом смысле впереди всех был опять Помбаль, который настойчиво хлопотал о приглашении новых светских учителей взамен воспитанников иезуитских коллегий, о вве-д1 ении новых учебников и новых-1 методов преподавания, приспособленных к научному мировоззрению. Закрытие иезуитского ордена, который со времени реформации служил главной опорой римско- гопрестола, предвещало дальнейшее разрушение церковных учреждений и авторитета церкви, которое совершила, менее 20 лет спустя, революция.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Новое время

 

 

 Смотрите также:

  

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Просвещенный абсолютизм

 

Просвещенный абсолютизм в России - переходная эпоха от...

 

Просвещенный абсолютизм в России

 

"Просвещенный абсолютизм" Карла III. Карла III называют...

То была эпоха "просвещенного абсолютизма", и Карл III был одним из наиболее выдающихся его представителей.