Учебник истории. Древнее время

 

 

Власть, богатство и труд в Египте

 

 

ффф1

 

Точно боги или могучие духи поднимались царь и его приближенные, священники и ученые над толпой подчиненного им народа.

Царь считался существом высшим, великим богом на земле.

 

Непочтительно называть его по имени; о его приказах говорят: «так решил высокий дом» (по египетски пар-хо, в иудейской Библии это слово произносится фараон). Царь и царица очень любят украшения из самоцветных камней.

 

Для двора всюду ищут  драгоценностей в горах, в речных наносах; особенно египетские фараоны добиваются синей бирюзы, посылают за ней корабли, переплывающие Аравийский залив, чтобы пристать к берегам каменного Синайского полуострова. Иногда сам царь снаряжался во главе войска в дальний поход вверх по Нилу за золотом, которым особенно славилась Эфиопия (нынешняя Нубия).

 

Вся земля в Египте считалась владением царя; из нее он раздавал поместья своим приближенным, сановникам, управлявшим его казной, и войскам- После удачи на войне царь отписывал большие имения богам. Поместья царей, сановников, и богов состояли из главного дома со службами, усадьбы, парка, стад овец и коров, пруда для домашней птицы, полей и лугов, на которых работали земледельцы, пастухи, садоводы. Каждые два гида царь рассылал по всей стране писцов, которые считали имущество всех семей, описывали количество золота в украшениях, сколько хлеба кто получает со своих полей, сколько числится скота в хлевах, сколько кто выручает со своей торговли. Сосчитав имущество, писцы определяли размер налога золотом или товаром, какой приходится на каждую семью, смотря по ее достатку.

 

Для письма употреблялась бумага, приготовленная из волокна папируса, т. е. нильского тростника. Старинная азбука (по гречески иероглифы) состояла из рисунков.

 

Жизнь царских слуг, владетелей поместий, священников при божьих имениях, строителей плотин и каналов, обученных писцов как нельзя более отличалась от быта горнорабочих, земледульцев и пастухов. Весь этот трудовой люд добывал мало, работал без конца и меры. Крестьяне, по окончании полевых работ, везут на санках и тащат на себе мешки с зерном, плоды и ягоды, ведут скот и домашнюю птицу на господский двор; под надзором нескольких надсмотрщиков, вооруженных палками, с трепетом приходят они сдавать отчет в контору, где за столами с пером за ухом сидят письцы; если оказывается в чем-нибудь неверность или недостача, рабочих тут-же растягивают на земле и бьют палками.

 

Различие богатых и бедных считалось нерушимым во веки, продолжающимся и в загробной жизни. В сухом климате Египта тела умерших разлагаются медленно, и у людей появилась мысль сохранять их навсегда в засушенном виде для того, чтобы улетевший при смерти дух мог опять вернуться назад в ту же оболочку. Но в то время, как знатному покойнику строили просторный вечный каменный дом, бедняка зарывали прямо в песок. Тело человека высшей породы превращали в мумию: вынимали внутренности, вкладывали благовонные вещества, заливали асфальтом, завертывали в льняные ткани, на лицо надевали маску, придавая умершему юный вид. Мумия покоилась в ярко расписанная деревянном футляре, положенном в каменный изукрашенный гроб (по гречески саркофаг).

 

Крепко заделан вход в могилу, чтобы никто не мог нарушить покой умершего. Снаружи есть пристройка в виде часовни: в ней священники читают заупокойные молитвы, а родственники ставят яства, питье и цветы. Внутри устроено полное убранство дома: стены расписаны картинами, изображающими счастливую жизнь умершего, как он охотится, как принимает подарки и приношения пастухов и земледельцев. Для развлечения ему поставлены фигуры и безделушки: есть у него каменные и деревянные слуги, псари, пекаря, парикмахеры. Помещена и его статуя (каменное изображение): он стоит во весь рост, точно живой, против мнимой двери, точно готовый выйти навстречу своим родным ().

 

 В погребальных обычаях египтян соединялись два верования. По одному, сохранившемуся от старины, дух может когда либо войти опять в свое прежнее тело, и, следовательно, умерший воскреснет; так как срок возврата неизвестен, то египтяне строили каменную могилу гораздо прочнее жилых зданий. По другому верованию, более новому, духи исчезают навеки из круга земной жизни, и для того, чтобы облегчить им перелет в страну райского блаженства вместе с заходящим солн- ' цем, умерших увозили на левый берег Нила, в страну заката.

 

Среди могил громадами высятся царские гробницы, которые мы зовем греческим словом пирамиды. В основании этой постройки квадрат; четыре стены идут наклоном и сходятся в одной остроконечной вершине. Посредине пирамиды вровень с землей зал со сводами, где покоится саркофаг царя, к нему узкий ход, тщательно заделанный, чтобы внутрь могилы не могли проникнуть грабители. Эта, сравнительно небольшая часть строения обложена несколькими слоями плотно друг к другу прилаженных камней, так что пирамида образует почти сплошною каменную гору.

 

Самая большая из пирамид, дошедших до нас, принадлежит царю Хеопсу и находится недалеко от развалин Мемфиса. Хеопс царствовал за 3000 лет до Р. X. Он начал строить себе вечный дом с первых годов своего царствования, не зная еще, сколько времени проживет. Поэтому его постройка сначала была не выше пирамид прежних фараонов; но по мере того, как его правление и жизнь продолжались, фараон расширял план могилы, поднимал пирамиду выше и выше, пока после 30 лет правления не довел ее до 70 сажен высоты (это вышина величайших соборов Европы).

 

Камень для построения пирамиды приходилось ломать на восточной (правой) стороне Нила в горах Аравийской цепи, перевозить на плотах через реку и доставлять на выступ противоположной Ливийской возвышенности. Так как ни вьючных, ни упряжных животных не применяли в этой работе, и люди должны были тащить все тяжести на полозьях, то сначала построили широкую дорогу из гладких тесанных камней от реки к холмам, где должна была выситься пирамида в безопасности от наводнений. Предание рассказывает, что над постройкой дороги, подвозом материала и устройством сводов работали 100.000 человек в течение 10 лет, по 3 месяца в году (т. е. в засуху, так как в другие месяцы плотники, каменщики и носильщики были заняты полевыми работами, или же мешало наводнение); остальные 20 лет возводили, пирамиду. Брат Хеопса, X е ф р е н, с самого начала своего правления начал строить пирамиду очень крупных размеров, но все-таки не достиг высоты Хеопсовой. После Хефрена усердие строителей стало ослабевать и уже таких громад больше не возводили.

 

Египтяне увлекались красивыми каменными породами своего края: высекали пещеры в скалах и устраивали в них храмы; вырубали из камня огромные статуи, изображавшие фараонов; ставили перед входом в святилища высокие каменные столбы (по греч. обелиски), с верой, что в них будет жить таинственный и сильный дух. Близ пирамид Хеопса и Хефрена есть темно-серая скала, выдавшаяся из песчаной поверхности; один из фараонов велел обработать ее так, чтобы она стала похожей на фигуру лежащего льва с человеческой головой (большой сфинкс), Часто сфинксы расположены рядами и аллеями перед входом в храм.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

Древний Египет. Два царства Нижний и Верхний Египет

Столицей государства стал город Мемфис, находившийся на гра-нице Нижнего и Верхнего Египта. В первой половине III тыс. до н.э. Египет – это крупное централизованное государство, про-водящее активную

 

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Древнее царство XXVIII - XXIII вв. до...  ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Великая Египетская держава...

 

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Древний Египет  ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В древности Египтом называли...

...египетского названия древнейшей столицы Египта города Мемфиса (по-египетски Хетка-Птах
В связи с таким порядком земледельческих работ египтяне делили год на три сезона