Римская империя

 

 

Конец античной культуры

 

 

ффф1

 

Согласно решению Никейского собора Константин запретил еретикам собрания и осудил Ария на изгнание. Но ариане далеко не признали себя побежденными. Им удалось проникнуть ко двору Константина и привлечь его на свою сторону; под конец жизни он изгнал главного противника арианства, Афанасия, епископа александрийского, составителя Никейского символа, веры. Из сыновей Константина младший, Констанций, переживший других, сделался горячим приверженцем арианства и гонителем православия.

 

Жестокая вражда между двумя партиями христианства вызвала надежды у сторонников язычества на восстановление старой веры. Они сплотились вокруг племянника Константинова, Юлиана, которого провозгласила императором рейнская армия, возмутившаяся против Констанция. Юлиан учился в Афинах, вырос в тесной дружбе с греческими учеными, желавшими возродить поклонение олимпийским богам; христианство было ему ненавистно за то, что отвергало всю греческую старину: не даром один из христианских писателей, Татиан, уверял, что в греческой религии и философии все нелепо, в греческом искусстве все безнравственно.

 

В короткое время своего правления (361—3) Юлиан, вместе со своими друзьями, испробовали все, что могли придумать язычники для спасения погибающей старой религии. В борьбе с христианами он не применял грубых насильственных мер Диоклетиана и Галерия; он старался только увеличить в их среде раздоры, а главное затруднить распространение христианства путем школы и проповеди. Всякий желающий учить, должен был выправить себе свидетельство у самого императора. Юлиан ревностно приглашал риторов (учителей красноречия), писал и проповедовал лично против христианства. Своим собственным примером думал он помочь возрождению языческих жертв, сам выступал в торжественных обрядах, тратил огромные суммы на заклание жертвенных животных. Понимая, что сила христиан в их подчинении епископам, Юлиан пытался создать такой же состав властных руководителей из языческого жречества. Но здесь-то яснее всего и обнаружилось бессилие отжившей веры: трудно было заместить должности при храмах, люди образованные чуждались устарелых обрядов, жрецы не пользовались уважением среди народа.

 

Когда Юлиан погиб, 32 лет от роду, в битве с персами, все затеянное им дело сразу рушилось. Его преемники еще более, чем Константин, стали покровительствовать церкви; разрушение старых языческих святилищ и превращение их в христианские храмы пошло еще более быстрым ходом. Все, что напоминало старину, должно было исчезнуть: из римского сената вынесли статую Виктории (богини Победы), знак былой славы Рима.

 

Торжество христианской церкви не придало новой прочности государству. Восстановленная Диоклетианом и Константином империя в целом виде просуществовала не более полувека после смерти Юлиана. Около 400 года по Р. X. нашествия германцев усилились, стали передвигаться большие племена готов, вандалов, франков, бургундов. В 410 году готский вождь Ала- рих разгромил Италию и взял Рим. В 455 году вандальский вождь Гейзерих утвердившийся в Карфагене, подверг «вечный город», как звали Рим, еще большему разорению.

 

В средней Европе и на берегах Средиземного моря появляются новые народы, германские, славянские, тюркские, приливающие с севера, и востока. Главная масса переселяющихся племен напирает на империю со стороны Дуная и черноморских степей. После нескольких попыток проникнуть на ближайший к ним Балканский подуостров, кочевники отклонились к западу, в Галлию, Италию, Испанию. Греция оказалась наиболее защищенной страной южной Европы: оправдалась проницательность Диоклетиана и Константина, которые покинули Рим и перенесли столицу на восток. Западная, собственно римская часть империи погибла уже полтора века спустя после Константина (его смерть в 337 году, свержение последнего императора на западе в 476 году); там водворились новые народы, чуждые по крови и языку италикам и романизованным иберам и галлам. Напротив, восточная эллинизованная часть империи удержалась гораздо дольше: под именем Византии она просуществовала до 1453 года, когда Константинополь был захвачен турками.

 

Но и Византия, одинаково с занятой германцами западной частью римской империи, сохранила немного от античной культуры (т. е. старинной греко-римской), господствовавшей около 1000 лет вокруг Средиземного моря. После варварских нашествий и вызванных ими пожаров, после разрушения языческих храмов христианами почти не осталось зданий античной архитектуры. Исчезли так же украшения и прежняя обстановка жилищ: сначала киники и стоики, потом христиане и ма- нихеи своими нападками на изображения богов подорвали мастерство и работу художников. Искусство и ремесло пришли в упадок еще по другой причине: разгромы городов и деревень, взыскание тяжелых повинностей, вечная тревога вызывали у множества людей глухое отчаяние, желание уйти от всякого труда и всякой службы на государство, хотя бы ценой отказа от богатства, удобств и даже самых необходимых условий жизни. Вследствие такого настроения умов со времени Диоклетиана и Константина усиливается монашество. Раньше отшельники, одинокие или соединенные в братские союзы, в роде ессеев, встречались на границе аравийской и африканской пустынь; теперь количество убегавших от человеческого общества крайне уве- дичилось; кроме Палестины и Египта они появились в других странах, в Малой Азии, Греции, Африке, Италии, Галлии, на Рейне и Дунае.

 

Изменилась не только материальная (видимая и осязательная) сторона жизни, а так же идеальная (словесная и мысленная), прекратились народные собрания, выборы должностных лиц, смелые свободные речи к народу, кончилось вообще ораторское искусство; осталась только возможность произносить хвалебные речи правителям, а это было и очень однообразно, и плохо служило вдохновению. В упадок также пришла школа: большая часть книг, в свое время написанных греками и римлянами, казались теперь христианам нечестивыми и заслуживающими уничтожения. Когда в Александрии в 391 году христиане, побуждаемые епископом, под предводительством суровых монахов, принялись громить большой храм Сераписа, загорелась знаменитая библиотека, которую старательно составляли ученые, начиная со времени первых Птолемеев.

 

Между прочим погибли географические и астрономические сочинения греков, а вместе с тем стали забываться и многие открытия ученых, как напр., понятие о шаровидности земли, о вращении земли вместе с другими планетами вокруг солнца; лишенные науки и широты кругозора, люди вернулись опять к старинному взгляду, будто солнце и звезды существуют для земли, и будто человек составляет центр мира и вместе с тем единственный предмет внимания Божества.

 

Исчезла также привязанность к своему отечеству и своему народу. Во времена нашествий население имперских провинций не защищалось от варваров: считали, что ведение войны касается только государственной власти, к государству же относились враждебно, видя в нем только постороннюю, давящую силу. Церковь совсем не ценила унаследованных обычаев и самостоятельности народов; в ее глазах земная жизнь была лишь подготовкой к загробной, к царству не от мира сего; в варварах она видела новых сынов сроих и скорее радовалась, чем огорчалась их приходу.

 

В то время, как в Европе античная культура разрушалась под напором новых народностей, на востоке готовилась великая перемена веры и обычаев, которая также послужила ударом созданиям греков и римлян. Сто лет спустя после падения западной римской империи (в 570 году) родился М о х а м е д, положивший проповедью ислама начало объединению арабов в большую завоевательную силу, которая не только изгнала евро. пейцев из Передней Азии, но еще далеко продвинулась на запад до самого Атлантического океана, захватив всю южную африканскую половину римской империи.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

Гибель античной цивилизации в Старом Свете. Распространение...

Этот период характеризуется глубоким кризисом культуры и общества античного типа
В 325 г. состоялся Никейский собор, который возглавил Константин, утвердивший канон веры, в частности, перечень священных книг христиан, и осудивший арианство.

 

Когда был Никейский собор 325 год. Первый общий вселенский...  Код да Винчи. Гностики

Гностики. Гностицизм — религиозное течение поздней античности (I—IV века), включавшее в себя различные группы, секты и церкви, подвергавшееся нападкам ранней христианской церкви. В 325 году по настоянию Константина состоялся НикейскиЙ собор, на котором...

 

БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Вселенские Никейские соборы.  АНТИЧНОСТЬ. Художественная культура античности

Художественная культура античности. Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина
Эта дата считается концом Западной Римской империи.
Античная цивилизация заложила основы европейской культуры, создала неповторимые классические...