Римская империя

 

 

Император Константин – перенос столицы из Рима в Византию Константинополь. Победа вселенской церкви

 

 

ффф1

 

После отречения от власти Диоклетиана, смущенного неудачей, Галерий на востоке продолжал жестокую борьбу с христианством, между тем как на западе Констанций Хлор и его сын Константин (с 306 г.) примирились с христианами и даже стали им покровительствовать..

 

В 311 году Галерий на смертном одре признался в своем бессилии совладать с церковью. «Мы хотели на благо наших подданных и ради возрождения империи восстановить строгие обычаи предков, хотели исправить и христиан, которые высокомерно и безумно сопротивлялись этим обычаям. Но они, пренебрегая опасностями и смертью, упорствуют в своем безумии... Мы решили, из расположения к нашим подданным, дать им опять свободу их собраний: наша к ним милость обяжет их молить за нас Бога».

 

Два года спустя Константин указом, изданным в Милане (313 г.), подтвердил полную свободу в делах веры и обрядов; христиане получили одинаковые права с последователями других религий. Очень скоро однако Константин стал давать перевес христианской церкви, чувствуя к ней определенное влечение. Силач и гигант, необыкновенно горячий-и отважный, юношей, при дворе Галерия он вздумал бороться со львом; в сражении он всегда был впереди других. Он сознавал себя избранным свыше орудием, чтобы истребить врагов истинного Бога и установить на земле Его царство.

 

Бога он больше всего представл и себе, как Аврелиан, в чертах Солнца Непобедимого; себя самого он велел однажды изобразить, на стене дворца, солнечным богатырем, пронзающим чудовищного дракона тьмы. Солнце Непобедимое сливалось у него с образом Христа, а христианские символы он считал самыми вернымы чудодейственным средством. На своем шлеме он поместил в качестве амулета, защищающего от ударов, монограмму Христа (соединение всех букв имени в одном знаке); в свою диадему (царский венец) он вделал обручь из гвоздя в кресте Спасителя, найденном в Иерусалиме.

 

От отца своего по наследству Константин получил Галлию, Испанию и Британнию. Войной с другими императорами он приобрел сначала Рим, Италию и Африку, потом весь Восток и таким образом восстановил единство империи (324 г.).

Везде он одерживал победы благодаря поддержке христиан, а успех увеличивал его веру в силу христианства.

 

Так же как Диоклетиан, Константин перенес столицу из Рима на восток: близко к Диоклетиановой Никомедии, но по другую сторону Босфора, он выбрал Византию, счастливо расположенную на скрещении морской и сухопутной дороги между европейским и азиатским материками; с этой поры город называется его именем Константинополь.

 

Так же, как при Диоклетиане, каждые 5 лет объявлялись индикции; так же продолжалось прикрепление людей к занятиям и даже в 331 году Константин издал особый указ о повинностях крепостных колонов. Так же много оставалось в империи чиновников, управлявших на местах, разъезжавших по провинциям и состоявших при канцеляриях в ожидании нового назначения.

 

Только в делах веры Константин разошелся с Диоклетианом. Оба они хотели единства религии по всей империи, но один искал поддержки у старых богов, другой уповал на новое вероучение. Константин приблизил к себе епископов, сделал их главными советниками своим: ему чудилась в них волшебная сила. Епископов он освободил от всех взносов и повинностей. Им в угоду он дал церкви право принимать вклады и наследства: в короткое время чуть-ли не одна десятая часть земель империи перешла в их руки.

 

 Одновременно он закрыл множество языческих храмов, отобрал их имущество и драгоценности, поснимал с крыш и дверей золотые украшения, а главное отменил должности почти всех жрецов и их помощников и перестал выдавать средства из казны на жертвоприношения. Теперь массами начали переходить в христианство поклонники Митры, Сераписа, Диониса, Адониса, Солнца.

 

Раз занявшись делами церквы, Константин должен был войти во все ее внутренние столкновения. Его осаждали жалобами на еретиков и просьбами решать богословские споры между церковными учителями. Особенно кипела на востоке борьба из- за учения о Троичности Бога. Одни утверждали равенство трех лиц, Отца, Сына и Духа Святого, другие, последователи александрийского пресвитера (священника) Ария, считали Христа неравным Богу-Отцу. Споры между богословами переходили в кровавые бои на улицах; грозило распадение церкви. Для спасения ее единства Константин созвал в 325 году епископов на вселенский собор в Никее (в Малой Азии, недалеко от Никомедии).

 

Сам император, в качестве «общего епископа», председательствовал в собрании. Верх взяли сторонники учения о равенстве лиц Троицы, которые признали свой взгляд православным, а мнение Ария ересью. Православные выработали символ веры (до сих пор остающийся основой христианского вероучения) и приняли такое постановление: «что касается тех, кто утверждает, что было время, когда Сын еще неродился, или кто думает, что Сын Божий другого существа, церковь католическая (т. е. вселенская) говорит им: анафема (проклятие на веки)!»

 

Решение епископов как нельзя более расходилось со всем, что было до тех пор привычно грекам и римлянам в делах религии. Прежде различные боги, храмы, обряды, верования, существовали рядом, бок о бок, соперничая, но не исключая друг друга. Теперь стала устанавливаться, благодаря победе церкви, непримиримость ко всем несогласно мыслящим, какую на востоке можно было встретить только у иудейских фарисеев и у последователей Заратустры. В государственном устройстве и в религии одинаково свобода мысли и действий заменилась подчинением единому авторитету (безусловной-власти).

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

Император Константин. Византия Константинополь

Константин выбрал столицей город, близко стоявший к границам, Византию.
В Константинополе продолжалось то же увлечение играми цирка, как в Риме: партии
Императоры в цирке раздавали награды, давали народу благословение, обращались к нему с...

 

Константин великий и торжество христианства  Константин Великий

 

БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Константинополь Стамбул Византия...  Константинополь III Византийская реконкиста

Константинополь (Constantinople) I Мусульманские завоевания.
Последний византийский император Константин Палеолог был убит во время рукопашной схватки на стенах города. См. Белград I.