Римская империя

 

 

Борьба Рима с иудеями. Гибель Иерусалима

 

 

ффф1

 

Из всех народов, вошедшив в состав империи, только с иудеями римляне не могли поладить.

 

Казалось, религия иудейская в том виде, как она сложилась после возвращения из вавилонского плена, должна бы более всего удовлетворить образованных людей Греции и Рима. Иудеи держались строгого единобожия; Бог представлялся им далеким от человеческих страстей, чистым и высоким духовным началом; всякие изображения Его были строго воспрещены.

 

В молитвенных домах иудейских, синагогах, не было ни пышности богослужения, ни вообще каких-либо обрядов, напоминавших старинное волшебство; читались священные книги (закон и пророки), на их тексты произносились проповеди и велись беседы. Евреи сами усиленно распространяли свою веру среди иноплеменников: очень охотно принимали они в свою среду прозелитов (вновь посвященных). Ученый Филон, приезжавший при императоре Кае, правнуке Августа, из Александрии в Рим ходатаем за права египетских иудеев, старался в своих сочинениях показать, что иудейская религия — самая старинная в свете, и что она ближе всего к разумной философии.

 

Но были также обстоятельства, которые мешали распространению иудейской религии среди других народов римской империи. Иудеи показывали себя слишком нетерпимыми к обычаям язычников (так по славянски переведено еврейское выражение «племена», под которым разумелись все посторонние народы, кроме Израиля, народа Божия). Никоим образом не могли они согласиться на обоготворение императора, принятое во всей империи. А главное — большинство верило, что придет Мессия, по гречески Христос, т. е. помазанник Божий, из старинного рода Давидова, который даст Израилю торжество над всеми остальными народами мира.

 

В самом иудействе образовалось резкое разделение на партии. Саддукеи, т. е. иерусалимская аристократия, из которой набирались священники, служившие при громадном храме, получали большой доход от взносов верующих, рассеянных по всем концам света; по большей части равнодушные к делам веры, они были заинтересованы в том, чтобы сохранить мир и дружбу с римскими властями. Иные взгляды были у фарисеев, ученых знатоков Писания, также сосредоточенных около храма и заседавших вместе со священниками в синедрионе, высшем совете и суде иерусалимском. В кругах фарисеев и жила главным образом вера в Мессию, приход которого ожидался в виде награды за долготерпение народа и за строгое выполнение верующими всех обрядов, предписанных законом. Из фарисеев одни были мирно настроены, но другие, в качестве зелотов (ревнителей) торопились осуществить насильственным способом царство Божие, т. е. господство избранного народа. Из зелотов вместе со степными удальцами и разбойниками составлялись отряды, которые бродили но окраине пустыни и гнездились в горных замках, всегда готовые к восстанию.

 

Часть верующих, в Палестине называвшиеся е с с е я м и, не признавали действительной силы за обрядами, относились к в е - ликолепному храму безразлично, но не хотели и возста- ния. Ессеи понимали наступление царства Божия, как духовное перерождение человека, как жизнь не от мира сего. Многие из них жили вне городов, в простом и умеренном быту, составляя общины, где не было разделения имуществ по отдельным семьям, молились, по утрам, обращаясь лицом к восходящему солнцу.

 

Коренные иудеи с прозелитами составляли многочисленную, богатую и просвещенную силу в тогдашнем мире: значительная часть иудейства жила за пределами империи, в государстве парфянском, на местах, куда переселили евреев ассирийские и халдейские завоеватели, особенно в Вавилоне. Иудеи палестинские, малоазийские, египетские, римские и вавилонские находились в оживленных сношениях между собою, как деловых, так и умственных: горячо интересовались верующие всех стран тем, что делается в Иудее около великого храма.

 

При императоре Нероне, правнуке Августа, отряд зелотов захватил Иерусалим, изрубивши римский гарнизон. Вся Иудея поднялась, и даже храмовая аристократия должна была поневоле присоединиться к мятежникам. Заволновались иудеи в Египте и Ки- рене; палестинцам готовы были помочь вавилонские колонисты.

 

Император поручил подавить восстание начальнику сирийских легионов Флавию Веспасиану, родом из откупщиков, успевшему прославиться завоеванием Британнии (нынешней Англии). В открытом поле иудеи не могли сопротивляться римским легионам, и Веспасиан быстро окружил очаг мятежа, загнав восстанцев в крепости и лишив их возможности получить поддержку от своих единоплеменников из других стран. Пока он готовился к осаде неприступной твердыни Иерусалима, в западной части империи и в самой Италии произошли бурные события.

 

Против Нерона, капризного и развращенного тиранна, неспособного ни к войне, ни к управлению, поднялись легионы, стоявшие в Галлии, Испании и на рейнской границе. Покинутый преторьянцами, отвергнутый сенатом, Нерон в отчаянии покончил с собою, и с его смертью прекратилась династия Юлиев — Клавдиев, основанная Августом (Все время ее господства 42 г. до Р. X. — 68 после Р. X.). Обнаружилось ясно, что императорская власть держится войском, но легионы, стоявшие в разных частях империи, не могли сойтись на одном избраннике: императора, выбранного солдатами Испании и Галлии, убил другой, назначенный преторьянцами; этого в свою очередь победил император, выдвинутый рейнскими легионами, и, наконец, верх взяли сторонники Веспасиана, провозглашенного сирийскими и дунайскими войсками.

 

Доканчивать войну с иудеями пришлось сыну Веспасиана Титу, он очень хотел завладеть знаменитым иерусалимским храмом, но зелоты, готовые защищаться до последней крайности, немилосердно резавшие всех, кто с ними был несогласен, сами разобрали великолепное здание на крепостные валы; отбивая страшный штурм противника, они зажгли остатки храма так, что римлянам в Иерусалиме достались только дымящиеся развалины. Так же отчаянно бились восстанцы в других крепостях; когда римляне на седьмой год войны ворьались в замок Масаду у Мертвого моря, они нашли там только трупы последних защитников, покончивших самоубийством.

 

Основанная Веспасианом династия Флавиев (69—96 по Р. X.) очень гордилась подавлением восстания на востоке, столь грозного для империи. Во вновь построенном святилище богини Мира были помещены взятые в иерусалимском храме семирукии светильник и стол хлебов предложения. Каторжной работой пленных евреев, десятками тысяч привезенных в Италию, был воздвигнут громадный амфитеатр, получивший имя Колоссея или Колизея; в течение многих лет на потеху римской толпы в нем выводили против дикого зверья брошенных в тюрьмы участников восстания. Флавии все еще боялись, что опять вспыхнет мятеж, разыскивали и казнили потомков Давида. От схваченных беглецов требовали, чтобы они кланялись статуе императора, признавали его единственным государем на земле; многие геройски терпели мучительные пытки и все таки твердили: «нет государя, кроме Бога».

 

Гибель Иерусалима принесла крупную перемену в верованиях и устройстве иудеев. Вместе с исчезновением храма кончилось управление священников; саддукеи, всегда равнодушные к вере, бросали ключи от храмовых затворов кверху, с дерзким вызовом к Богу, чтобы Он сам теперь берег их. Единственными руководителями народа остались раввины, книжники и учителя. Среди них стало нарастать резкое разделение. В северных колониях, сирийских и малоазийских, близких к греческой культуре, получили перевес проповедники царства Божия не от мира сего, которые, подобно ессеям, и без того не связывали с храмом надежды на спасение людей. В Палестине, Египте и Вавилоне, напротив, осталось больше последователей фарисейства; не отчаявшись в приходе Мессии, они удвоили ревность в исполнении обрядов; затаив месть против нечестивого Вавилона, как у них иносказательно назывался Рим, эти непримиримые иудеи дожидались случая опять поднять восстание.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

Иерусалим (Jerusalem) Иудейские войны Римской империи.

Город был осажден 60-тысячным рим. войском под командованием Тита в марте 70. Его с величайшим героизмом защищали иудеи, предводительствуемые партией зелотов. К исходу шестой недели осады Тит овладел пригородом Иерусалима Безетой, а затем в тяжелых боях...

 

ВОЙНЫ РИМА С ИУДЕЯМИ (66-73, 132-135 годы).  2. В Иудею Тиберий послал в качестве прокуратора Пилата.

 

Иудея. Падение Иерусалима в 70 году  3. Но вместо этого над Иерусалимом стряслась другая война.

Иудейские отряды начали партизанскую борьбу с римлянами, ...
ВОЙНЫ РИМА С ИУДЕЯМ