Эллинизм, Индия, римская республика

 

 

Италия и Рим до 290 года. Пелопоннесская война

 

 

ффф1

 

В столетней борьбе за Сицилию (410—300 гг.) обе стороны, и Карфаген, и сиракузские тиранны прибегали к помощи наемников, навербованных в Италии.

 

Италия значит «воловья страна»: так называли греки Апеннинский полуостров по обилию на нем пастбищ.

 

Плодородных равнин здесь больше, чем в Греции; у италиков не было такой острой нужды, как у греков, переселяться за море в поисках новой родины. Вместе с тем области Италии менее доступны с моря, и от них гораздо меньше выездов, чем из Греции.

 

Восточный берег полуострова, расстилающийся у Адриатического моря, совсем не имеет гаваней; тут жили бедные племена, занимавшиеся только скотоводством. Более доступен западный берег у моря Тирренского; с этой стороны были расположены самые населенные земледельческие области Италии: Этрурия (страна этрусков, или тусков, нынешняя Тоскана), Лациум (страна латинов) и Кампания (близ вулкана Везувия). Еще более открыт берег южный, напоминающий очертания Греции; его именно и захватили греческие колонисты, отрезавши здесь италиков от морских сношений; по обилию греческих городов, среди которых особенно выдавался основанный спартанцами Т а- рент, весь край получил название Великой Греции. Греки пытались продвинуться дальше вдоль западного берега Италии, основали в Кампании Н е а л о л ь, однако встретили преграду в морской силе этрусков. Во времена Кира и Дария Гиста- спа этруски (другое их имя тирренцы, откуда название прилегающего моря) обладали большим флотом и распространили свое господство на Лациум и Кампанию; на севере владения этрусков простирались по равнине р. По до восточных Альп.

 

Ближайшим к этрускам городом Лациума был Рим на реке Тибре. Расположенный в 20 верстах от морского берега, город находился в безопасности от нападений с моря, но в то же время большие суда могли подъезжать к его речной пристани; благодаря этому Рим сделался средоточием торговли для всех других латинских городов. Около 500 года Рим освободился от подчинения этрускам и сделался главою союза латинских общин. От имени всех л а т и н о в Рим заключил договор с Карфагеном о взаимной торговле: карфагеняне обязались не нападать на Италию, а римляне не беспокоить Африку и возить свои товары не далее карфагенских рынков в Сардинии и Сицилии.

 

По языку и религии римляне близки к грекам: их боги, Юпитер, Марс (бог войны), Минерва соответствуют Зевсу, Арею, Афине-Палладе. Но в своих обрядах они очень расходились с греками. При обращении к богам, по мнению римлян, нужна величайшая внимательность и осторожность. В таинственном притворе храма, куда имели доступ только жрецы- понтифики, хранились молитвы, слова заклинаний, имена и прозвания богов, которые надо было точно и правильно произносить, потому что малейшая ошибка или даже запинка, лишала весь обряд силы и действительности. Перед всяким важным делом— выбором должностных лиц, выступлением в поход — происходило гадание: авгуры наблюдали полет по небу орлов, воронов и коршунов, направление молний в грозу, клевание священными курами зерна, изучали размеры и цвет печени жертвенного животного; все это были знамения, из которых они заключали, благоприятствуют-ли боги затеянному делу или нет; если приметы были зловещие, дело откладывали.

 

У римлян сохранилось много обычаев и понятий от старинного века колдовства. При объявлении войны жрец - ф е ц и а л бросал на вражескую землю окровавленное копье; при заключении мирного договора он выносил из храма Юпитера на К а- п и т о л и и (римском кремле) священный жезл, пучек волшебной травы с корнями и кремневый нож; пронзая ножем жертвенную свинью, он обращался с молитвой к высшему богу: «если римский народ первый изменит договору со злым умыслом, покарай его так, как я поражаю сейчас это животное, и тем сильнее, чем в тебе самом больше мощи!» В храме богини Весты поддерживался священный огонь, от сохранения которого Ависело благополучие города; служительницы богини, вестал- к и, принимавшие монашеский обет безбрачия, пользовались величайшим почетом в городе; в случае небрежности они подлежали тяжкому наказанию, а погасший огонь возжигали немедленно вновь, но не от пламени, которое осквернено служением житейской цели, а посредством трения двух кусков дерева, причем искру ловили в сито и несли к алтарю. Греческий ученый Полибий сказал, что ни в одном народе нет такого страха Божия, как в римлянах. Однако их великое благочестие уходило все в обряды, во внешние дела; сердце и помыслы оставались незатронутыми.

 

Первоначально Рим управлялся царями; но свободолюбивые патриции (знатные роды) изгнали за произвол царя Тарк- виния Гордого и установили республику. Римская республика была не похожа на греческие общины с их шумными народными собраниями и говорливой толпой демоса. Патриции держали плебеев (простой народ) в строгом подчинении, не допуская их в сенат (высший совет) и к должности 2 ежегодно сменяемых консулов, которые командовали ополчением, исполняли религиозные обряды от имени всей общины, судили проступки и наказывали смертью. Предание рассказывает, что плебеи, удрученные суровостью суда патрицианских консулов, решили уйти из города и основать свою общину на Священной горе; патриции, чтобы вернуть их, пошли на уступки и позволили плебеям выбирать из своей среды трибунов, в качестве защитников на суде и ходатаев перед сенатом.

 

Во времена Пелопоннесской войны из-за Альп, закрывающих с севера Апеннинский полуостров, нахлынули большие массы кельтов, или галлов. Завоеватели заняли долину р. По, затем, переправившись через Апеннинский хребет, разгромили этрусков и наконец сожгли Рим. Этруски уже не оправились более от этого удара, но римляне, собравшись с силами, отбросили галлов за Апеннины. Галльское нашествие побудило их превратить город с предместьями в обширную неприступную крепость. Теперь Рим вступил в наследство этрусков и стал продвигать свои владения по берегу Тирренского моря. В Кампании римляне столкнулись с воинственными горцами Самниума, которых также привлекал плодородный, богатый край, расстилавшийся у подножия их гор.

 

Упорные бои с самнитами тянулись около 50 лет (343—295). В храбрости и настойчивости противники не уступали друг другу, но у самнитов не было такого средоточия, какое представлял укрепленный Рим, не хватало и того единства в действиях, какое обнаруживали римляне. В 324 году в виду трудности войны римляне решили, вместо двух консулов, назначить диктатора (главнокомандующего с неограниченной властью). Папирий, на которого пал выбор, строгий и непреклонный патриций, будучи вызван с поля действий в Рим, отдал приказ, чтобы в его отсутствие ни под каким видом не вступали в бой с самнитами. Его помощник, начальник конницы Фабий, раздраженный насмешками врагов, принял их вызов и одержал над ними блестящую победу. Несмотря на этот успех, Папирий тотчас по возвращении в лагерь произнес над Фабием смертный приговор. Фабий бежал в Рим, ища защиты у сената и народа, но Папи- рий последовал за ним и во имя дисциплины требовал казни; лишь когда отец Фабия, трибуны и весь народ пали на колена, моля его о пощаде, диктатор согласился даровать виновному жизнь, но все же отстранил его от должности.

 

Три года спустя самниты, под начальством Понция, заперли римскую армию в Кавдинском ущельи; вместо того, чтобы уничтожить войско или взять его в плен, самнитский вождь подверг римлян позорному обряду прохождения со связанными руками под ярмом и заключил с консулами договор, по которому римляне отказывались от обладания Кампанией. Своей неосторожностью Понций лишил себя всех выгод победы; сенат римский отверг договор и выдал консулов, как виновников позора, врагу. В дальнейшем война пошла неудачно для самнитов: римляне отрезали их от моря, раздробили большое самнитское племя на не сколько мелких союзов, построили на отнятой у побежденного противника земле крепости и поселили в них латинских колонистов.

 

Самниты еще раз восстали, к ним присоединились другие горные племена, а также этруски и галлы; спор за обладание Кампанией превратился для римлян в борьбу за господство над всей Италией. Не менее замечательно, чем победы римлян, то устройство, при помощи которого они обеспечили себе это господство. Рим оставлял побежденным общинам и племенам автономию, но требовали присылки отрядов во все войны, которые он сам захочет вести. Италия образовала союз под главенством Рима; союзники народа римского превосходили римлян количеством, но так как каждый заключал договор с Римом в отдельности, между ними не было никакой взаимной связи. По всей Италии, врезываясь в области союзников, поднимались укрепленные латинские колонии; с Римом они были соединены военными дорогами, в искусстве построения которых римляне напоминают восточных воителей, ассириян.

 

Все эти успехи Рима, выигранные благодаря храбрости и стойкости плебеев, привели к новым уступкам со стороны патрициев: плебеи были допущены в сенат и к должностям консулов и жрецов. Первый великий понтифик из плебеев, Корунканий объявил, что готов' всякому простолю'дину объяснять таинственные слова, которые необходимо знать для защиты своего дела на суде. Но Рим от этого уравнения в правах не сделался демократией: плебейские семьи, которым удалось выделиться своим высоким лположением, скоро соединились с патрицианскими родами в тесную аристократию. Попрежнему все сношения с другими государствами вел сенат; народ призывали для утверждения дел, которые во всех подробностях уже были обсуждены сенатом, так что собравшимся оставалось отвечать односложно «да» или «нет». В к о- мициях (народном собрании; граждане становились по центуриям (военным батальонам); главное место занимали зажиточные граждаНе, на войне служившие В T Я Ж е Л О М В О О р у Ж е- ни и; они составляли первый класс, имевший вместе со всадниками, тоже людьми богатыми, больше голосов, чем остальные, взятые вместе.

 

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

Пелопоннесская война и падение Афинской державы

Афиняне назвали эту войну Пелопоннесской, так как Спарта могла привести с собою ополчение почти всех областей и городов Пелопоннеса.
Все эти обвинения подействовали на афинский народ. Первый человек, которого беспрекословно слушались в течение почти 30 лет...

 

Древний Рим. ЗАВОЕВАНИЕ РИМОМ ИТАЛИИ И ОБРАЗОВАНИЕ...  Пелопоннесская война. История...

 

САМНИТСКИЕ ВОЙНЫ (343—290 годы до н.э.)

Войны Рима с самнитскими племенами Центральной Италии за гегемонию на Апеннинском полуострове.
Мирный договор 290 года представлял собой род компромисса римлян с самнитами.