Эллинизм, Индия, римская республика

 

 

Джайнизм и буддизм – Будда и Джина. Нирвана

 

 

ффф1

 

В той же восточной части Индостана, откуда вышла династия объединителей, зародились две секты (общества ревнителей веры), отклонившиеся от учения браминов. Об основателях той и другой известны только предания. Оба они, по рассказу позднейших последователей, жили около 500 года до Р. X., след. за 250 лет до Ашоки, происходили из касты кшатриев, вращались среди горожан и, хотя учились браминской мудрости, но дали ей новое истолкование.

 

Натапутта, прозванный своими последователями Джина, что значит победитель мира, ушел молодым человеком от соблазнов и удовольствий светской жизни и стал суровым подвижником, отказавшись от всего самого необходимого, даже от одежды, и подвергая себя жестоким истязаниям. Его угнетало учение браминов о тяжкой участи души, осужденной на бесконечные перерождения; в мучительных поисках избавления, он наконец нашел, как ему казалось, истинный путь: необходимо отречься от всех страстей и желаний, отказаться от всякой собственности; преодолевший эти трудности подвижник достигает совершенства, душа его как бы освобождается от всего телесного и переходит в другой мир, в котором уже нет необходимости перерождений. Из немногих суровых отшельников, победивших слабости мира, образуется община святых, или джинов (отсюда название секты джайнизм), которым, как высшим существам, должны покланяться остальные люди.

 

Не так беспощадно требователен другой основатель монашества, Сиддхарта Готама, из рода Сакья, или Сакьямуни, которого ученики назвали Буддой (т. е. просветленным). Сиддхарта так же, как Натапутта, в возрасте 29 лет, уходит из жизни полного довольства, покидая отцовский дом, жену и ребенка, и отдается аскетизму в духе браминов: Но после семи лет тяжких лишений и истязаний его внезапно под священной смоковницей или «древом познания» озаряет откровение. Теперь он, в качестве Будды, выступает проповедником новой открытой им истины, основывает общины монахов и монахинь и составляет для них уставы. Будда также ищет избавления от тех страданий, которые доставляет человеку земная телесная жизнь; путь к исцелению он находит также в исполнении высших нравственных начал, но с Джиной расходится в определении конечной цели: для него высшее блаженство — не переход в неземной мир, а погружение в Нирвану, т. е. полную пустоту; душа уже не перерождается более, а исчезает вовсе.

 

Будда ничего не хочет знать о Боге, как вечном творце и промыслителе мира; для него также нет и бессмертной души.

 

Будда, в отличие от Джины, более снисходителен к человеческим слабостям. Понимая, что нельзя от всех одинаково требовать исполнения строжайших монашеских обетов, он допускает, рядом с уставом для подвижников, отказывавшихся от семьи и собственности, ушедших в одиночество, другие, менее суровые правила для массы обыкновенных людей, остающихся в миру- Сам Будда подавал пример общения с мирянами: хотя каждый день он ходил со своими учениками за подаяниями, но когда его звали к себе обедать богатые люди, он не отказывался от трапезы с ними.

 

У Ашоки были черты, родственные с джайнизмом, особенно его жалость ко всему живому, доходившая до боязни раздавить или проглотить самое маленькое насекомое. Но все же он склонился к буддизму, как религии более подходящей для множества людей. Сам он избрал для себя строгий устав Будды, для подданных своих более мягкие правила буддизма.

 

Среди своих богомольных поездок он побывал в городке Лумбини в Непале, у подножия Гималаев, где, по преданию, родился Будда; место это Ашока отметил постановкой огромного обелиска, который стоит до сих пор. В Палиботре он ,созвал собор буддийских ученых монахов, на котором были устранены разногласия, установлено правильное вероучение, согласно заветам Будды, и решено разослать проповедников во все концы державы. Разделение на касты осталось в полной силе; но царь провозгласил, что, согласно учению Будды, перед Нирваной все люди равны; для человека любой касты одинаково возможно избавление от мук странствования души.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

Буддизм. Суть учения буддизма в его первоначальной основе...

Между тем следует отметить, что буддизм, как и джайнизм, придавал большое значение этике, нормам поведения.
Обоснованием этических принципов буддизма является, так же как и в джайнизме, необходимость избавления от кармы и достижения нирваны.

 

БРОКГАУЗ И ЕФРОН. в Индии секта, возникшая одновременно...

 

Религия. Буддизм. Будда - просто о сложном Нирвана БУДДА. Биография Будды. Основатель буддизма. В VI веке до...

 

БУДДИЗМ. Отношение к земной жизни. Путь к спасению. НИРВАНА  Нирвана в буддизме конечная цель религиозной практики...

 

СИДДХАРТХА ГАУТАМА БУДДА. Биография жизнь Будды.  Будды. Бодхисатвы. Уход в нирвану. Мумификация

 

Буддизм Жизнь Будды

:: Буддизм. — название религии, которая прежде господствовала в большей части Индии, а теперь исповедуется жителями Цейлона, Бирмы и Сиама
Этой судьбы не избег и Будда: достоверность имеющихся об нем сведений многими оспаривалась, и не дальше, как в 1854 г...