Эллинизм, Индия, римская республика

 

 

Царь Ашока

 

 

ффф1

 

Основанная Чандрагуптой династия М а у р и я (от матери Чандрагупты Муры) господствовала около 200 лет. При его преемниках государство еще более расширилось, захватив на севере Кашмир и Непал, на юге почти весь Декан, кроме южной его оконечности. Царь Ашока (272—231 до Р. X.), внук Чандрагупты, был самым могущественным государем своего времени.

 

По натуре своей Ашока родился проповедником и учителем; к себе и к другим он был необычайно строг и требователен. Вот его взгляд на свои обязанности, выраженный в одном из указов: «Для меня никогда нет пресыщения работой и разбирательством споров между подданными, потому что я считаю своей обязанностью заботиться о благе общем; нет выше дела, как работа на пользу общую. Я старательно тружусь и хочу оправдать себя в отношении моих подданных. Я хочу их сделать счастливыми в этой жизни, а в той они должны приобрести блаженство. Все люди точно мои дети. Как я хочу своим детям всякого счастья и блага в этой и в той жизни, так я хочу этого и людям.»

 

Своей высшей целью Ашока ставил проведение в жизнь дхаммы, т. е. закона благочестия. Подданные должны были изучить дхамму и осуществлять ее на деле. Для распространения истинных понятий Ашока излагал их в своих указах, которые вырезывались крупными буквами на скалах или писались на высоких столбах. Кроме того наместники областей, градоначальники, управляющие царскими имуществами и другие чиновники должны были созывать собрания народа и на них разъяснять закон благочестия. Особый состав цензоров (наблюдателей за нравами) был назначен следить за тем, исполняют-ли подданные все предписанные им выше правила .

 

Первая заповедь требовала почтения к родителям и старшим и, обратно, нежного отношения старших к младшим. Далее внушалась прямота и правдивость при строгом осуждении лжи и обмана. Затем Ашока возвещал завет благотворительности: во исполнение этой заповеди он приказал, по всей Индии, рыть колодцы, снабжать фонтаны кувшинами, сажать вдоль дорог плодовые деревья и тенистые банианы для отдохновения прохожих, устраивать странноприимные дома и больницы для неимущих. Но выше этих добрых дел'он ставил духовную помощь, выражение любви к ближнему.

 

Самым важным заветом Ашока считал требование веротерпимости, или уважения со стороны каждого человека к верованиям других; запрещено было бранить или вообще каким либо образом задевать чужие мнения; царь находил, что такая свобода взглядов — единственное средство, чтобы внушить людям правильную веру. Однако в своем рвении он не замечал, что вступает по временам в противоречие с самим собою.

 

Так он уничтожил кровавые жертвы, затем стал восставать против умерщвления животных вообще и употребления в пищу мяса; некоторые породы он вовсе запретил трогать, другие позволил убивать только в определенные дни года; этими распоряжениями он как-раз отменил старые обряды, освященные браминами, и след. нарушил провозглашенную свободу. Но особенно поразительно следующее противоречие. Ашока объявил, что все живое свято и что след. преступно убивать даже маленькое насекомое; в то же время однако он не отменил смертной казни за нарушение религиозных заветов, и след. могло случиться, что из-за умерщвления букашки должен был погибнуть под рукой палача человек.

 

Исполнение заповедей благочестия Ашока считал несравненно выше всех обрядов и внешних жертв. Он хотел преобразовать господствовавшую до тех пор веру индусов. В этом замысле он похож на Аменофиса IV в Египте и Иосию в Иерусалиме. Но есть между ними одно существенное различие. В то время как другие преобразователи религии больше всего старались очистить и возвысить понятие о. Боге, Ашока внушал своим подданным новое понятие об обязанностях человека: он распространял религию без Бога.

 

Свой закон благочестия Ашока замышлял сделать всемирной религией: брат царя, принявший монашество, отправился проповедовать новое учение на о. Цейлон; во все западные страны, о которых Ашока имел сведения, в Сирию, Египет, Кирену, Македонию, Эпир, были посланы проповедники. С годами благочестивая ревность Ашоки возрастала все больше и больше.

 

Под конец царствования он решил вовсе отказаться от всех благ и удобств жизни и посвятить себя богомольям. Из двух видов монашества, которые в это время распространялись в Индии, джайнизма и буддизма, он выбрал последний.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

Древняя Индия. БУДДИЙСКИЙ ПЕРИОД.  ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. Законы Ману, положения Вед, Упанишад...  ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. Чаидрагупта на развалинах державы Нандов...

 

Древнейшие государственно-политические объединения.

Но уже наследники Ашоки не смогли сохран

 

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 3 тысячелетие До н. э.— 4 век...

Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие — парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.
Во времена Ашоки (268—231 гг. до н. э.)—самого выдающего правителя древней Индии (см. рис. 28) при...

 

Шри-Ланка Цейлон

Легенды повествуют о том, что в III в. до н.э. местный правитель послал посольство ко двору императора Ашоки и что в ответ на Цейлон
Политическая история острова, как и других стран Востока, подчинялась общим законам цикловой динамики: периоды централизации и...