Эллинизм, Индия, римская республика

 

 

Эллинистические государства Птолемеев и Селевкидов

 

 

ффф1

 

Немедленно после смерти Александра громадное наследство стали оспаривать его бывшие сподвижники, состоявшие сатрапами областей и командирами армий. Из этих диадохов (преемников), принявших один за другим царский титул, каждый по-своему старался подражать великому завоевателю.

 

Одно время казалось, что всю державу объединит малоазийский сатрап Антигон, в руках которого оказались главные склады персидского золота. Но против него и его сына Деметрия, прозванного за свои осадные башни и стенобитные орудия Градоразрушителем (Полиоркетом) соединились другие диадо- хи: Кассандр, правитель Македонии, Лизимах, занявший Фракию и северозапад Малой Азии, т. е. страны, лежащие по обе стороны проливов, Птолемей, сатрап Египта, очень искусно присвоивший себе прах Александра, для которого в Александрии был выстроен громадный мавзолей, и Селевк, овладевший Вавилоном. Из них более всего походил на Александра своими фантазиями и тяготением к Дальнему Востоку Селевк: ему удалось вновь завоевать возмутившуюся Бактрию, но при попытке вступить в Индию, он встретился с Чандрагуптой (по гречески Сандрокоттом), который увлек за собой массы кшатриев, изгнал гарнизоны, оставленные Александром, и объединил под своей властью весь Индостан (северную равнинную Индию). Селевку пришлось помириться с этим великоиндийским царем и даже искать его дружбы. Получив из Индии 480 боевых слонов, Селевк двинулся против Антигона на другой край державы в Малую Азию.

 

Здесь, при И п с е, во Фригии (в середине полуострова) в 301 г. до Р. X. произошла крупнейшая из битв Древности. Антигон, 80-летний старик, разбитый союзниками, Селевком и Лизимахом, погиб, его сын Деметрий бежал и, после ряда бурных приключений, побывавши царем в Македонии, окончил свою жизнь пленником у Селевка. При разделе между союзниками, Птолемей, самый осторожный и деловитый' из сподвижников Александра, удержал за собой Египет, Кирену, Финикию и о. Кипр. Селевк получил большую часть бывшей азиатской великой державы: его главными владениями были самые богатые и населенные области Азии: Сирия и Двуречье. Под конец жизни Селевк, неизменно счастливый, провозгласивший себя Ника- тором (победоносцем), повторил попытку Антигона. В большом походе на запад он разгромил своего старого союзника Лизи- маха, переправился через Геллеспонт и уже готовился к захвату Македонии, но в эту минуту величайшего своего торжества погиб от руки Птолемеева сына, которому дал в свое время приют против преследований отца. Македония осталась особым царством, отделенным от обширных колониальных земель, которые были завоеваны македонским оружием.

 

Государства, образовавшиеся из державы Александра, мы называем эллинистическими, т. е. проникнутыми эллинской культурой. Большая часть населения городов европейской Греции ушла на восток: особенно много солдат, торговцев, ремесленников, ученых, техников привлекли непрерывные войны, которые тянулись от начала похода Александра до смерти Се- левка (334—280 гг.), питаясь на счет запаса сокровищ, веками накопившихся в азиатских столицах. Новые греческие города в государствах Селевкидов и Птолемеев, Антиохия в северной Сирии, Селевкия на Тигре, Александрия в Египте, строились по определенному плану широкими прямыми проспектами; количеством населения они во много раз превосходили Афины и Коринф. В них не было ежегодно выбираемых народом архонтов, эфоров и стратегов, не было сменявшихся для каждого дела присяжных судей из граждан; за порядком на улицах и площадях, в торговле и промышленности смотрели назначенные царем градоначальники и упра- ляющие.

 

Греки принесли с собой обычную любознательность, подвижность и переимчивость. Усердно доискиваясь источников восточной мудрости, они увлеклись вавилонскими книгами по астрологии, т. е. науке о небесных светилах, связанной с гаданиями о судьбе человеческой. Изверившись в силу богов своей родины, СНИ искали опоры в Эпикур (философ, учивший в Афинах в Ш веке Сирии, Ирана, Индии, Египта, им до тех пор неизвестных и вследствие этого казавшихся таинственно могучими. Во время предсмертной болезни Александра его близкие обращались к вавилонскому богу Серапису. Птолемей старательно собиравший все, что служило памяти Александра, перенес почитание этого бога в Египет, построивши ему в Александрии огромный храм. Новые почитатели Сераписа соединили его в своих понятиях со старинными египетскими божествами, Озирисом, великим судьей в царстве мертвых, Аписом, воплощенным в быке богом - подателем всех благ земных, и Изидой, родоначальницей жизни. Художники подобрали к изображению Сераписа мифологические черты богов Греции: подобно Зевсу он восседает на престоле со скипетром в руке; как правитель подземного мира, он опирается на трехголового пса, стража преисподней; его венец — полная чаша зерна, символ принадлежащий Изиде и греческой богине земледелия, Деметре. Таким образом Серапис соединил в себе черты всех богов - спасителей рода человеческого.

 

Все чужестранное греки переводили на свою простую, изящную, общедоступную речь. В свою очередь благодаря распространенности греческой грамоты стали оживать старые,как будто умершие, народности востока. Вавилонский священник Берос написал по гречески историю своей страны начиная с древнейших времен; точно так же на греческом языке составил обширную летопись Египта гелиопольский священник Манефон. Очень увлеклись греческой культурой иудеи (так зовутся израильтяне со времени вавилонского плена, в то время, как страна вместо Ханаана получает название Палестины). Множество иудейских торговцев, ремесленников, книжников (т. е. уче- ных)стали переселяться в Ан- тиохию, Александрию и греческие города Малой Азии. Колонисты поддерживали самую тесную связь со своей родиной, с иерусалимским храмом, которому они посылали подарки и платили подать, но в их среде скоро стала забываться родная речь; для них в Александрии был сделан перевод на греческий язык священных книг Закона и Пророков; он называется Б и б ли е йочень полезным для укрепления своей власти принимать божественные титулы.

 

У Селевкидов вошло в обычай провозглашать живого царя «явленным богом»; на монетах он изображался в венце, окруженном солнечными лучами. приходилось править греками и египтянами, приспособлялись к религиозным понятиям тех и других. Птолемей Ш принял для греков титул Эвергета, т. е. земного благодетеля; египетские жрецы приравняли греческого царя к старым фараонам и объявили его «солнцеподобным, великим царем верхних и нижних стран, живым образом бога». Птолемеи извлекли ' большую выгоду от такого обожествления: причисленные к сонму египетских богов, они отобрали божьи вотчины при храмах и перевели их доходы в свою казну.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

ПТОЛЕМЕИ И СЕЛЕВКИДЫ В Египте воцарилась династия...

Под управлением первых трех Птолемеев (Птолемей I Лаг Сотер, Птолемей II Филадельф, Птолемей III Эвергет) царство Египетское достигло цветущего состояния.
В Сирии в это время было построено много богатых греческих городов; например, Пальмира и столица Селевкидов...

 

ЭЛЛИНЫ. Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке  БРОКГАУЗ И ЕФРОН. полководцы Александра Македонского...

Важнейшими из этих государств, обыкновенно называемых эллинистическими, были: Египет, под владычеством Птолемеев; Сирия, где господствовала династия Селевкидов;

 

ПАРФИЯ. Во II веке Парфия включает в свой состав значительную...  ВОЙНЫ ДИАДОХОВ (323—281 годы до н.э.)

 

Эллинистическое искусство. В эпоху эллинизма слились...

Греко-македонское государство, государство Селевкидов с Сирией во главе, Египет Птолемеев, позже других завоеванный Римом, были среди

Генералы Птолемей, Селевк провозгласили себя царями...

Долго спорили они и их сыновья из-за наследства. Генералы Птолемей, Селевк и другие провозгласили себя царями и образовали несколько греческих государств. Вся та половина персидского государства, которую Дарий оставлял себе, предлагая Александру дележ, была...