Эллинизм, Индия, римская республика

 

 

Завоевание Азии – Ксенофонт, Исократ. Филипп Македонский

 

 

ффф1

 

Ксенофонт, третий выдающийся ученик Сократа, ушел из Афин в Спарту в то время, когда спартанцы вступили в дружбу с персами. Вместе с другими греческими воителями, не находившими занятия дома, он нанялся на службу к наместнику Малой Азии, Киру, персидскому принцу, который задумал свергнуть своего старшего брата, великого царя. В 401 году до Р. X. Кир повел свое войско, персов и греков, от побережья Эгейского моря в глубину государства, к Сузе.

 

Недалеко от Вавилона произошло сражение, в котором сам Кир погиб, но греки показали свое обычное превосходство над варварами. Персы обманом залучили к себе и перебили начальников осиротевшего греческого отряда; но воинство не потерялось и выбрало новых начальников, среди них Ксенофонта, повествователя похода; пробивая себе дорогу в странах совершенно неизвестных, отражая нападения персов и диких горцев, европейские воители добрались вверх по Тигру до Армении, а оттуда к греческим городам Понта, где нашли корабли для возвращения на родину.

 

Рассказывая в книге «Поход Кира» о чудесных приключениях 10.000 греков, Ксенофонт знакомит вместе с тем своих соотечественников со слабостью громадного персидского государства. Но одна черта у персов вызывает глубокое преклонение Ксенофон- та, это — их монархическое устройство, которое он противопоставляет многоголовой толпе, господствующей в демократии. В другом своем сочинении «Киропэдия» он изображает Кира (старшего), основателя персидской державы — знатоком всех видов войны и управления, умелым распорядителем наград и наказаний, хладнокровным и решительным командиром, мастером держать пестрое войско в дисциплине. Ксенофонт желает, чтобы в Греции явился такой идеальный (наилучший) государь, который бы вывел её из мелочных ссор и взаимного истребления к великому делу.

 

Исократу, преподавателю красноречия в Афинах (род.435, ум. 338) ЭТО великое делопредставляется в виде походагреков на завоевание Азии. Он предлагает Спарте и Афинам помириться, всем грекам вообще прекратить внутренние усобицы и в дружном содействии предпринять поход на покорение Востока. «У нас —говорит Исократ -горькая бедность, которая разлучает друзей, делает врагами людей, между собою близких, а там нас ждет богатая, роскошная страна, там мы можем добыть счастье, приволье и избыток, вместе же с богатством вернется в дома и общины единодушие и согласие». Война будет хороша еще тем,что даст занятия беспокойным воителям, которые за неимением дела и заработка готовы сейчас теснить и грабить своих. Поход обратится в какое-то праздничное шествие: не трудно будет увлечь с собою греков, населяющих береговую кайму от Кирены до Си- нопы; великий царь потерял свое обаяние, в огромной державе кипят непрерывные мятежи.

 

Хотя воззвание Исократа, написанное в 380 году, встретило большое сочувствие в Греции, но до осуществления выраженных в нем мыслей было еще далеко. Греки продолжали действовать врозь, наперерыв обращались к помощи персидского царя в своих внутренних усобицах, по очереди принимали от него подарки и золото. Тридцать пять лет спустя (в 345 г.) Исократ, будучи уже 90-летним стариком, повторил свой призыв; но теперь он обращался не к республиканским общинам Греции, а к определенному вождю — царю македонскому Филиппу.

 

Македония —страна к северу от Фессалии, была населена греческим племенем, которое оторвалось от остальной Эллады и отстала в своем развитии. В Македонии не было больших торговых городов и ремесленных слобод; население состояло из крестьян и рыцарства (земледельцев, служивших всадниками). Афиняне, опасавшиеся суровых воинственных македонян, старались отрезать их от всяких морских сношений.

 

Но после падения афинской державы царь Филипп (359—336), воспользовавшись взаимными спорами греческих общин, разрушил укрепленные города, загораживавшие ему доступ к морю, покорил Фракию с ее золотыми рудниками, завладел всем северным берегом Эгейского моря и завел флот; далее он завоевал плодородную Фессалию, страну коневодства и проник через Фермопилы в Среднюю Грецию. Всюду македонский царь помогал опрокидывать демократию и водворяться правлению немногих богатых людей или господству тираннов. Афинский оратор Демосфен пытался соединить против Филиппа всех друзей республиканского строя в Греции; но уже было поздно, македонская монархия выросла в большую военную силу. Филипп усвоил все военное искусство греков; фалангу он сделал еще более неотразимой, вооружив ее длинными в 3 сажени копьями, так что воины пятого ряда высовывали свое оружие за первый ряд; далее по персидскому образцу он создал конницу и впервые завел артиллерию (большие метательные и стенобитные сооружения). Помимо этих изобретений у Филиппа было еще одно'преимущество: его войско заполняли не избалованные горожане, привыкшие долго обсуждать в своих собраниях все предприятия, а сельские жители, в мирное время рассеянные по деревням и имениям, послушно выходившие на войну по зову своего вождя.

 

При Херонее в Беотии Филипп разбил собранные усилиями Демосфена ополчения афинян и фиванцев (в 338 г.); после этого на синоде, в Коринфе, куда не явились только гордые спартанцы, он потребовал признания себя начальником всех греческих сил в войне против персов.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

ИСТОРИКИ. ОРАТОРЫ Начало исторической литературы было...

Приверженец аристократии и спартанского государственного устройства, Ксенофонт
Сам Исократ, не имея сильного голоса и будучи робок, не говорил публично, но он написал...

 

ДЕМОСФЕН

Самыми выдающимися учителями красноречия в то время были Исократ и Исей.
Царь Филипп использовал раздоры греков: он всюду имел своих сторонников и агентов.

 

ДЕМОСФЕН. ПОКОРЕНИЕ ГРЕЦИИ Против македонского царя...

Он понял коварные замыслы Филиппа Македонского против Греции и не упускал ни одного

Противники демократии. Платон, поэты Эсхил и Эврипид, ученые...

Один из учеников Сократа, Ксенофонт, покинул Афины и ушел в Спарту
Афинский ритор Исократ указывал на другую монархию, усилившуюся в это время, – македонскую.