Эллинизм, Индия, римская республика

 

 

Наука и вера греков. Протагор из Абдеры. Платон. Киники и платоники

 

 

ффф1

 

Культура египтян, вавилонян, индусов гораздо старше греческой. Греков можно назвать поздними учениками древней восточной мудрости, но учениками необычайно способными: они быстро прошли школу и повели дальше раз усвоенные науки и искусства.

 

Впереди всех были ионийцы, самые близкие к Востоку; они переняли у египтян геометрию, у вавилонян астрономию; Фалес милетский, современник Солона, умел вычислять затмения. Всем созданиям человеческого ума и воображения греки придавали интересный общедоступный вид. Греческий художник, ученыйи писатель всегда мог обратиться к большой массе просвещенных граждан, к живой и любознательной толпе. Геродот читал на большом празднестве в Олимпии перед обширной публикой отрывки из своего исторического труда.

 

Греческие ученые, знакомые с религией персов и иудеев, стали отвергать мифы, где боги изображены с человеческими страстями и слабостями. Иониец Ксенофан, современник Кира и Пизистра- та, осуждал Гомера за то, что он вмешивает богов в бои и столкновения людей. «Разве можно равняться с эфиопами (неграми), которые представляют себе богов по своему подобию черными и курносыми, или с дикими фракийцами, которые своих богов мыслят голубоглазыми и светловолосыми?—Нет, в мире может быть лишь единый Бог, непохожий на смертных ни внешним своим видом, ни духом своим».

 

В Греции не было духовенства, которое бы, как на Востоке, старалось хранить тайны религиозного учения, сообщая народу лишь немногие сведения о богах. Обряды совершались открыто должностными лицами, выбранными народом; предания и мифы были знакомы всем, и всякий считал себя в праве толковать их по-своему. Беседы о религии допускались беспрепятственно и переносились на театральную сцену. Эсхил представил в трагедии «Прометей» миф о борьбе верховного небесного бога Зевса с одним из титанов (земных божеств), но представил так, что все сочувствие зрителя должно остаться на стороне человеколюбивого страдальца Прометея против безучастного к человеческой судьбе, властно-холодного Зевса.

 

Странствующие софисты (профессора-просветители) излагали в своих лекциях новые научные теории и новые взгляды на религию. Особенный успех эти чтения имели в Афинах, где их жадно слушали пытливые, одаренные беспокойным умом ученики. Иониец Анаксагор, друг Перикла, порывая с мифом о колеснице бога солнца, взлетающего на огненных конях, учил, что светило есть раскаленная каменная масса; мир возник из соединения бесконечно малых частиц и пылинок, крутящихся в вихре; верховный Разум направляет их движение, в котором они сближаются, отталкиваются и образуют тела и вещи.

 

Протагор из Абдеры во Фракии, также близкий к Периклу, находил, что о богах нельзя сказать, существуют они или нет, а жизнь человеческая слишком коротка, чтобы решить этот вопрос. Поэтому нечего искать божественной справедливости; человек с его потребностями — вот мера всех вещей, основание для всех оценок. Эврипид (род. 484, ум. 406) в пьесе «Беллерофонт» изобразил борца за человеческие права, нападающего на самый престол Зевса: герой драмы горько упрекает богов за то, что они дают счастье и удачу -жестоким и вероломным тираннам и в то же время бросают без помощи благочестивые общины, гибнущие от руки злодеев. Беллерофонт под конец восклицает: «и после этого говорят, что на небе есть боги? Их нет там, если только люди не хотят верить старым сказкам!»

 

Далеко не все принимали новые учения. Образовались две партии: просветителей и консерваторов (людей старозаветных взглядов), между которыми началась жестокая борьба. Благочестивый афинянин Диопейф, знаток обрядов и толкователь оракулов, испуганный разрушительными учениями просветителей, предложил народу присуждать к самому тяжкому наказанию всякого «кто будет отрицать божественные силы мира или излагать новые астрономические взгляды». Тотчас же по принятии этого закона привлекли на суд Анаксагора; он едва избег смерти, благодаря заступничеству Перикла, но должен был заплатить большой штраф и уйти в изгнание. Про- тагор, опасаясь такой же участи, сам поспешил уехать из Афин.

 

Когда народ постигало какое-нибудь иесчастие, он обрушивался на просветителей, обвиняя их в оскорблении богов, карающих за то всю общину. Скоро после гибели афинской державы, когда демос искал виновников беды, привлекли на суд семидесятилетнего Сократа (род. 469, казнен 399 г.). Сократ, настоящий афинянин по натуре, любознательный, до всего добиравшийся своим острым умом, непобедимый в диалектике (искусстве спора), окружил себя глубоко преданными друзьями и учениками. Его не удовлетворяла старая вера в олимпийских богов, но он не хотел и атеизма, т. е. полного отрицания божественного начала в, мире. Ему казалось, что в самом человеке есть божественный голос, дающий различение добра и зла, указывающий, как надо поступать в жизни. Обвинители воспользовались этими речами Сократа и потребовали осуждения его на смерть за то, что он «вводит новых богов и развращает молодежь».

 

Многочисленные ученики Сократа, почитавшие его память, как святого, разбежались из Афин. Как бы ни были различны их взгляды, они сходились все в равнодушии к судьбам родного города и нелюбви к демократии.

 

Из них Антисфен учил, что высшее благо состоит в отречении от роскоши и удобств, в сокращении своих потребностей, в свободе от всяких предрассудков и привязанностей: не надо служить на войне, участвовать в суде и народном собрании (такой отказ от подчинения государству мы называем теперь ан.а'р- хизмом ); не надо привязываться к родной земле: истинно независимый человек должен быть космополитом (гражданином всего мира). Ученики Антисфена, называвшиеся киниками, прославляли бедность, вели бродячий образ жизни, ходили босые, с непокрытой головой, в черных или серых плащах из грубой материи, подпоясанные веревкой. В своих речах к народу, пересыпанных резкостями и насмешками над богатыми людьми, они призывали к коммунизму, т. е. к отказу от семьи и собственности, к общему пользованию предметами пищи, одежды и т. д.

 

Другой ученик Сократа, Платон (род. 425 г., умер 347 г.), аристократ по происхождению, считал афинян безумствующей толпой, падкой до ярких зрелищ, преданной мелкому тщеславию и злым страстям; несколько раз ездил он ко двору сира- кузского тирана в надежде найти благожелательного монарха, который устроит разумное государство. Когда в Афинах забыли о суде над Сократом, Платон вернулся в родной город и стал собирать в тенистом саду своего поместья, Академии, дружеский кружок для бесед, скоро обратившися в школу наук и философии (общих мыслей о мироздании). Друзья составляли как бы церковную общину, а во взглядах Платона на устройство государства было много сходного с понятиями священников об управлении паствой. Подобно индусским браминам, установившим деление на нерушимые касты, Платон учил, что человечество разделено от природы на 3 разряда: правителей, или философов (т. е. мыслителей), воителей и рабочих. Лишь первые обладают бескорыстным, возвышенным духом, способным подняться до мысли об общем благе; у последних душа низменная, направленная на удовлетворение одних физических потребностей; их назначение — подчиняться, служить безгласным орудием в руках мудрецов. Платон так же, как киники, увлекается коммунизмом, но считает общность жен и имуществ пригодной лишь для правящей, высшей породы людей.

 

Киники и платоники держались разных взглядов на религию. Первые видели в мироздании лишь сцепление частиц материи, не признавая творившего мир и управляющего им божества; вследствие этого они отрицали существование особого духа и в человеческом существе; то, что обыкновенному уму кажется душой, они считали \проявлением жизни, которая не 'имеет продолжения за гробом (такой взгляд мы называем материализмом). Вторые, напротив, считали материю беспорядочной мертвой грудой, которую может оживить и устроить только божество; душа человеческая представлялась им искрой, занесенной из другого мира; земная жизнь — краткий миг, в течение которого душа находится как бы в тюрьме, в плену грехов и мелочных страстей; смерть—великое освобождение: она возвращает дух его родине (такой взгляд, весьма близкий к учению браминов, мы называем и д е ал и з м о м).

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

Медицина в Древней Греции. ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Ученик Левкиппа — Демокрит из Абдер (греч.
В возрасте 17 лет Аристотель вступил в Академию Платона, где в течение 20 лет был слушателем, преподавателем и равноправным членом содружества философов-платоников.

 

ПЛАТОН. Биография труды диалоги Платона. Древнегреческий...  ДЕМОКРИТ ИЗ АБДЕР. Биография и труды Демокрита.

 

Противники демократии. Платон, поэты Эсхил и Эврипид, ученые...  ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Ксенофонт. Платон. Аристотель

 

Сократ и Платон - самые знаменитые персонажи древнегреческой...  Платон диалоги Тимей

платоников и неоплатоников стало традицией признавать достоверность истории
Платона от богов архаической мифологии и примитивной веры.
Зато послеплатоновская эллинистическая философия киников и стоиков.