Семиты, греки, персидская держава

 

 

Афинская демократия - Перикл, Эсхил, Софокл, Фемистокл

 

 

ффф1

 

С тех пор как Фемистокл убедил афинян сняться с земли и сесть на корабли, народ очень переменился в своих привычках и понятиях. Многие потом так и не вернулись к своим сельским занятиям; для людей же безземельных участие в морских предприятиях сделалось настоящим кладом. Между тем как прежде ополченцы вооружались на свои средства, теперь всех стали снаряжать на счет казны; ф еты (неимущие) получали хорошее вознаграждение, большие доли добычи. Афиняне прослыли лучшими моряками Греции; они знали себе цену, гордясь тем, что спасли родной город от смертельной опасности и доставили ему господство над остальной Грецией. В Афинах и в главной торговой гавани П и р е е появился новый демос, который был весьма непохож на прежний, состоявший большею частью из крестьян, привязанных к земле, медлительных, живших старыми обычаями и преданиями. Новый народ, выросший на морской войне и морской торговле, считал себя полным властелином в общине; все дела политики он хотел обсуждать и решать сам в общем собрании граждан— эк- к л е с и и. Его тяготил надзор Ареопага, совета старых судей, собиравшихся в закрытом, недоступном для посторонних святилище, где в старину жрецы произносили проклятия убийцам.

 

Очень трудно было управлять нетерпеливыми, требовательными афинянами. Народ неотступно следил за стратегам и(военными начальниками, которые также ведали и казну), и в случае неуспеха или при малейшем подозрении в неверности смещал своих избранников, присуждал к штрафу, изгонял из общины. Так был изгнан Фемистокл, создатель непобедимого афинского флота, вынужденный бежать от смертной казни к персам; так за дружбу со Спартой подвергся ссылке Кимон, хотя он и доставил общине богатейшую добычу, а потом, открыв в общее пользование свои сады и поместья, продолжал щедро раздавать народу подарки. Только одному из афинских вождей, Периклу, внучатному племяннику Алкмеонида Клисфена, удалось удержаться у власти на долгие годы (460 — 430 до Р. X.).

 

Перикл соединял в себе таланты демагога, подобно своему деду, и проницательного стратега, подобно Фемистоклу; он укрепил и расширил державу, созданную подвигами афинских моряков, и дал полное торжество новому демосу. По его предложе- 'нию, Ареопаг лишили права наблюдать за гражданством; у старых несменяемых судей отняли разбор всякого рода обвинений и тяжеб между гражданами.

 

Судить стали публично (с до

лущением посторонних слушателей) комиссии присяжных по 200, 300 и 500 человек, выбираемых жребием из всего народа. Перемену в суде оправдывали следующими соображениями;

1)        судьи должны руководиться не священными преданиями и внушениями божества, а здравым смыслом и своей совестью;

2)        в демократии ни у кого не должно быть особых преимуществ; пусть настоящее и полное равенство открывает дорогу талантливым людям всех званий.

 

Для того, чтобы равенство было не на словах только, но и на деле, чтобы и беднейшие люди могли принимать участие в политике, Перикл считал нужным ввести плату за все должности и все поручения, исполняемые гражданами; помимо того неимущие афиняне стали получать даровые билеты в театр, в то время как на людей богатых положили обязанность оплачивать расходы по устройству драматических представлений и музыкальных концертов.

 

Средства для больших выдач народу Перикл нашел во взносах, платимых союзниками: он предложил перенести кассу с острова Делоса в Афины и убедил народ, что раз афиняне оберегают греческое море, они по праву могут пользоваться этими суммами, не спрашиваясь союзников. Золото пошло прежде всего на укрепление Афин и Пирея: главный город, расположенный в семи верстах от моря, соединили с портом Длинными стенами и образовали огромную крепость, которая в случае нового нападения с суши, могла бы сохранить свободные сношения с морем. Затем Перикл сделал народу такое предложение: «раз город достаточно снабжен всем, что нужно для военной обороны, следует направить богатства на такое дело, от которого государство получит вечную славу, а граждане прямую выгоду, т. е.на постройки, памятники, художественные сооружения, требующие участия всех искусств и ремесл; так как при этом будут привлечены все мастерства и заняты все рабочие руки, то в сущности все гражданство будет нанято на службу, и весь город изукрашен и получит пропитание.» Особенно красиво обстроили акрополь, где был воздвигнут храм Афины-Девы (Парфенон) и поставлена колоссальная бронзовая ее статуя, своим золотым копьем далеко сверкавшая, точно маяк, морякам афинским.

 

Перикл умел также доставить демосу интересные и поучительные развлечения. Нигде в Греции не было таких блестящих и роскошных праздников, как в Афинах. Каждые 4 года праздновались великие Панафинеи: из храмов выносили драгоценные покровы богини Афины, вышитые афинскими женщинами; гарцовали богато украшенные всадники, люди старых афинских семей, составлявшие гвардию демократической республики; являлись с подарками и приношениями посольства из подчиненных и союзных общин. Ежегодно осенью спра- лялся своеобразный траурный праздник, посвященный памяти павших в бою за отечество: на могиле произносили речи лучшие ораторы Афин, часто сам Перикл, прославляя подвиги афинского народа. К празднику Дионисий, учрежденному Пизистратом, народ требовал все новых и новых трагедий; каждый год поэты представляли на конкурс (соискание награды) целый ряд пьес, из которых театральные судьи выбирали лучшие. Участник Саламинской битвы, Эсхил, в трагедии «Персы» представил торжество свободной Греции, отстоявшей свои святыни против ослепленных высокомерием тираннов.

 

Особенно ярко отразил черты афинского характера поэт Софокл (род.496,ум. 408), написавший более ста пьес: его трагедии изображают бурные столкновения сильных людей, борьбу человеческой воли с неумолимой судь-. бой. Помимо трагедий народ любил также смотреть комедии, т. е. пьесы, в которых позволялось выворачивать на изнанку не только человеческий быт, но и мир богов, осмеивать современных политических деятелей и героев мифологии.

 

Трагедии и комедии составляли своеобразное искусство афинян. Особенность афинского театра заключалась в том, что хоры и пляски, монологи и диалоги (речи одного лица и разговоры) исполнялись не актерами по ремеслу, а гражданами всех званий; а это было возможно потому, что в Афинах все проходили грамоту, все учились пению и танцам, упражнялись во всех видах спорта. В виду возрастающего интереса к театральным зрелищам пришлось заменить передвижную сцену постоянной и выстроить огромный Дионисов театр, вмещавший до 30.000 зрителей.

 

Праздники, зрелища, речи народных ораторов, обилие товаров, подвозимых из разных стран, все это привлекало в Афины большое число посторонних посетителей: у афинян находили вкус и уменье интересно жить. В числе частых гостей был и Геродот, по рождению ионийский аристократ, увлекавшийся талантом Перикла и подвигами афинского демоса. В своем труде, изображающем борьбу греков с персами, он называет афинян спасителями Эллады: без них страна неминуемо должна была бы погибнуть. Афиняне обладают и наилучшим строем, о котором Геродот говорит восторженно: «господство всего народа уже тем хорошо, что носит возвышенное название равноправности; должности распределяются по жребию, служащие лица отвечают во всем перед народом, и все решения зависят от общей воли; масса народа составляет одно целое, которое все собой охватывает».

 

Хотя Геродот называет демос «всем народом», однако в действительности исконные афиняне были незначительным меньшинством среди множества неграждан, не имевших ни права голоса в народном собрании, ни участия в добыче и выдачах из казны;

а если считать, что в разбогатевших Афинах очень увеличилось число рабов, то окажется, что полноправные граждане, равные между собой, составляли не более 1/iS всего поселения Аттики и след. афинская демократия была по настоящему аристократией.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

ПЕРИКЛ И РАЗВИТИЕ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ После Кимона...

Деятельность Перикла была направлена на укрепление могущества Афин, на развитие афинской демократии и украшение родного города.
Перикл значительно расширил афинскую колонизацию, или клирухию.

 

Фемистокл  ПЕРИКЛ  АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ. Деформация Афинской демократии.

 

ГРЕЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ. Поэзия греков расцвела в ионийских...  Перикл

 

Греческая демократия. Победа демократии в Афинах  СОФОКЛ

Вся его долгая жизнь — он прожил 90 лет — была связана с афинской демократией эпохи ее расцвета.
Софокл был другом Перикла, участником его знаменитого кружка, куда входили поэты, художники
Мнение публики разделилось: одни были за Эсхила, другие — за Софокла.