Семиты, греки, персидская держава

 

 

Ассирия

 

 

ффф1

 

Ассирией называется небольшая область, расположенная по среднему течению р. Тигра на левой его нагорной стороне с главным городом А с с у р о м. Население его составляли семиты, которые в отличие от своих вавилонских и ханаанских единоплеменников, не смешались с туземцами и потому сохранили всю нетерпимость степных воителей. С наступлением железного века они становятся бесспорно первыми мастерами военного дела.

 

Ассирийские цари не содержали на жалованьи иностранных солдат, как это делал египетский фараон; у них было постоянное войско, набираемое из крепких и храбрых земледельцев самой Ассирии, а также М е с о п о т а- м и и, плодородной области, расположенной против Ассирии на правой равнинной стороне Тигра. На стенах дворцов ассирийских изображены, кроме царской охоты, только военные дела; штурм крепостей, переправа воинов через реки, аттаки конных стрелков и т. д. Особенно бросаются в глаза мускулистые фигуры бородатых длинноволосых пехотинцев в остроконечных медных касках, в панцырях из выпуклых металлических пластинок, с бронзовыми голенищами на ногах, с железноконечным копьем в одной руке и бронзовым щитом в другой.

 

У ассириян были три цели воинственных предприятий: 1) на юг, вниз по Тигру и Евфрату в страны старинной культуры, к Вавилону и другим городом, хранившим издавна накопленные драгоценности, 2) на север, к верховьям Тигра и Евфрата в горные страны нынешней Армении и Адзербейжана за железной рудой и стальным оружием и 3) на запад за Евфрат, в Сирию и на берега Средиземного моря, к богатствам вновь расцветающих областей виноделия и садоводства, торговых и ремесленных городов.

 

В 884 г. до Р. X. Ассурназирпал начал свое царствование с попытки захватить страну железа у озера Ван и покорить племя- У р а р ту, славившееся выделкой стали (имя Урарту до сих пор сохранилось в названии высокого горного кряжа Арарат). Быстро, без всяких задержек наступала ассирийекая армия; впереди спешили землекопы, каменщики и плотники, под руководством инженеров, равняя дорогу, возводя мосты, прокладывая проходы в горах. Внезапно пришла весть о мятеже в Месопотамии: царь немедленно повернул назад и налетел на восставших. Вот-как он сам рассказывает о расправе: «я велел умертвить по одному человеку на каждую пару. Я построил стену перед большими воротами города и велел покрыть ее кожей, содранной, на моих глазах, с вождей восстания; иных я живьем велел замуровать в стену, а иных воткнуть на колья вдоль стены; я сложил их головы в виде венца, а их пронзенные трупы в виде гирлянд.»

 

Затем Ассурназирпал переправился через Евфрат и разгромил остатки хетитской державы. Город Кархемыш спешилсдаться и по требованию царя выдал: золотые чаши, золотые цепи, золотые клинки, золотых идолов, 100 талантов (т. е. грузов, везомых лошадьми) меди, медных идолов, медные сосуды, 250 талантов железа, царскую мебель из ценного дерева и слоновой кости, 200 рабынь, разноцветные ткани, черный и синий кристаллы, драгоценные камни и т. д. С городами, посмевшими' оказать сопротивление, расправа была коротка: ассирияне разбивали кирпичные стены таранами, т. е. обитыми медью1 бревнами, которые раскачивались на цепях; подкативши на" колесах высокие деревянные башни, воины переходили на бойницы осажденной крепости; проникнув внутрь города и выта-' щив из домов все ценное, они предавали строения и людей пламени.

 

Ассурназирпал выбрал себе новую столицу, К а л х и, и в ней выстроил работой многочисленных пленников громадный дворец, обширный арсенал для хранения оружия и запасов железа, а также зиккурат, вполне подобный святилищам Нип- пура и Вавилона. Ассирияне ничего не придумали новою и своеобразного: в своей вере, в обычаях и постройках они следовали рабски примеру вавилонян.

 

Сын Ассурназирпала Салманассар двинулся с большой армией на Сирию. При Каркаре, в 854 г. до Р. X. его встретили соединенные силы царей Дамаска и Израиля, к которым пришли на помощь степные арабы на верблюдах, еще не виданных в Передней Азии. Бились долго и упорно. Салманассар удержал за собою поле сражения, но не сломил врагов. Еще четыре раза возвращался он в Сирию и наконец одержал верх благодаря раздорам, поднявшимся у израильтян.

 

Израильский царь Ахав, страшась ассириян, искал дружбы с финикийским Тиром и ради этого вступил в брак с тирской царевной Иезавелью, а также принял в свою страну жрецов тирского бога Баала, изображаемого в виде золотого тельца. Грозно восстали против этих обрядов пророки.

 

Илия и Елисей; они требовали поклонения одному только исконному богу - покровителю израильтян, Яхве, проведшему свой народ через пустынку с ними вместе выступали н а з и р е и, отшельники, не стригшие длинных волос в знак своего отвращения к светской жизни, и р е- к а б и т ы, готовые совсем уйти из городов, восторгавшиеся старинной жизнью в шатрах, осуждавшие особенно питье вина и виноделие.

 

Пророки и отшельники согласны были из за торжества своей веры пожертвовать самостоятельностью страны и народа. Они возбудили против сына Ахава командира войск Иеуя. Умертвив сыновей и вдову царя, все его родство, а также перебивши, по наущению Илии, жрецов Ваала, Иеуй провозгласил себя царем Израиля, но так как злодейства лишили его союза с Тиром, то пришлось искать милости ассириян: при новом появлении Салманассара Иеуй «поцеловал ноги великого господина и вымел землю своей бородой» (так сказано на большом черном обелиске, поставленном в память побед Салманассара). Дамаск очутился теперь между двух огней и вынужден был сдаться: с богатого города ассирияне взяли 2300 талантов серебра, 20 талантов золота, 3000 талантов бронзы, 5000 талантов железа.

 

Господство ассириян держалось на страхе, который они внушали своими нашествиями. Покоренные дожидались первого случая, чтобы восстать и избавиться от поборов, взимаемых ненавистными завоевателями. В ответ на эти возмущения ассирий- ские.цари предпринимали новые истребительные походы; их военная сила разрослась, пришлось нанимать чужих солдат, мало- азийцев, финикиян, греков. Обогащение от беспрерывных войн изменило весь быт Ассирии; привыкши жить на чужой счет, получая все готовое в виде добычи, ассирияне перестали сами работать. Деревни пустели, так как земледельцы или уходили в выгодную военную службу, или приписывались служителями к храмам, получавшим от царей-громадные дарения. Из военных царь назначал наместников завоеванных областей, начальников покоренных городов, сборщиков дани и налогов. Крестьяне, составлявшие главную силу прежней Ассирии, исчезли; образовались большие имения, принадлежавшие царю, его родству, крупным сановникам; на полевую и садовую работу в них ставили пленных, которых во множестве приводили из завоеванных областей.

 

Духовенство и военные не ладили между собою и завидовали друг другу; священники имели главную силу в Ассуре, старой столице Ассирии, солдаты и чиновники в Калхи, столице новой; если царь благоволил одним, раздражались другие. Сознавая свое значение в страйе, армия стала свергать неугодных ей царей и возводить на престол своих командиров. В 747 году до Р. X. солдатский бунт поднял на царство Тиглат-Пилеса- р а. Чтобы кормить великую ассирийскую армию, для которой уже не хватало сбора с полей месопотамских, этот царь решилпокорить черноземный вавилонский край; сломив сопротивление вавилонян, он торжественно венчался старинной короной священного Вавилона. Тиглат-Пилесар еще усилил жестокий способ расправы с покоренными. Он совсем разрушил Дамаск к отнял у израильского царства его северные области (позднейшую Галилею): ассирияне увели из захваченного края все зажиточноенаселение, земледельцев, торговцев, искусных ремесленников и оставили там одну бедноту; пленников отправили подальше от родины в горные области Урарту и М и д и и (в западной части Иранского плоскогория); в опустошенную Сирию, на место высланных, передвинули осужденных на каторгу востанцев - вавилонян.

 

Династия, основанная Тиглат-Пилесаром, удержалась не долго; в 722 году ее сверг С а р г о н, который однако продолжал начатую Тиглатом политику (т. е способ войны и управления). Саргон совсем прикончил израильское царство, разрушил Самарию и перевел большую часть израильского населения в Месопотамию; на место переселенных были посажены уроженцы северной Сирии, вавилоняне, арабы. Эти чужие друг другу люди молились все разным богам; но чтобы це обидеть туземное божество, Яхве, они и его поминали в своих молитвах. Таким образом ассирияне пеемешали все народности Передней Азии; отрывая народ от родной почвы, завоеватели уничтожали его самостоятельность и самый его облик, обращали его в жалкий сброд нищих, невольно забывавших свое прошлое и свои предания.

 

Избегая прежних столиц, Ассура и Калхи, Саргон построил себе особый укрепленный дворец Дур-Шаррукин; неизменно счастливый в своих походах, он однако не угодил солдатам и был ими убит. Сын его Санхериб провел все свое царствование в борьбе с мятежниками; зато и не было властителя более беспощадного в казнях и расправах. Особенно пострадал от жестокости Санхериба восставший против ассириян Вавилон. Громадный город разграбили в конец, сожгли до тла, сломали все храмы и стены, кирпичи великого святилища Бел-Мар - дука побросали в реку; Санхериб приказал уничтожить все следы Вавилона, перерыть его почву каналами (692 г.). В глазах благочестивых людей, эти жестокости были вместе с тем и великим святотатством тем более, что Вавилон со своими старинными храмами составлял место богомолья для ассириян. Преследуя вавилонских восстанцев, Санхериб вторгся в соседнюю с Вавилонией плодородную долину Элама; чтобы подойти к столице Элама, С у з е, со стороны Персидского залива, Санхериб выстроил флот и нанял матросов, финикийских и греческих. Ради своей безопасности, Санхериб снова перенес столицу, на этот раз в Ниневию; но все таки и он погиб от военного мятежа.

 

При преемниках Санхериба ассирияне завладели еще одной житницей, крупнейшей в тогдашнем мире — Египтом. Государство ассирийское достигло величайших размеров: оно простиралось от Сахары на западе до Арарата, Иранского плоскогорий и Персидского залива на востоке. Располагая богатствами большей части Передней Азии, царь Ассурбанипал провел лочти все свое долгое царствование (668—626) среди мира; делами благочестия старался он поправить разрушения, совершенные ассириянами до него, начал восстановлять святилища Вавилона, собрал огромную библиотеку из священных книг, заключавших в себе предания, поэмы, сказания о богах и героях, астрономическия вычисления, обряды, молитвы, заклинания. Почти все, что мы знаем о старинном Вавилоне, добыто из остатков этой библиотеки, открытой европейскими учеными в середине XIX века.

 

Грозная и блестящая на вид, ассирийская держава внутри была зданием гнилым и слабым; разрушивши самостоятельную жизнь народов, расстроив всюду зажиточный быт, искусное ремесло, старательную обработку полей, истребив самых крепких людей, способных носить оружие, ассирияне сами подорвали основы своего существования. Пленники, заброшенные в далекие, чужие для них края, работали плохо, проклиная свою каторжную долю; ни у кого не было родины и, в случае приходаиноземной военной силы, никто не пошел бы проливать кровь на защиту страны.

 

Распадение ассирийской державы началось уже при Ашшурбанипале; он не мог помешать отделению Египта, где ливийский в'ождь (Ливия лежит на запад от нильской дельты) Псам- метих захватил власть при помощи греческих наемников. Освободились также от подчинения Ассирии мидяне. Принадлежавшие к зендской ветви арийцев, мидяне занимали западный край Иранского плоскогория (нынешние Адзербейжан и Курдистан; их главный город Эгбатана — нынешний Хамадан к западу от Тегерана); овладевши металлическими рудниками в Армянских горах, которыми когда-то пользовались урартийцы, они стали угрожать самой Ниневии; особенно опасно сделалось положение Ассирии, когда Вавилон заняли халдеи, кочевой народ семитского происхождения. Мидяне и халдеи заключили союз и уговорились разделить между собою ассирийскую державу. Лишь ненадолго была отсрочена гибель Ассирии переселением европейских народов.

 

Занимавшие приуральскую равнину скифы, теснимые гуннами, народом монгольского происхождения, перешли Волгу и Дон и распространились по степям нынешней южной России; в свою очередь сбитое ими с мест туземное население этого края киммерийцы, бежало к побережью Черного и Азовского морей. Часть киммерийцев, племя тавров, укрылась в Крыму" (их следы здесь — название самого полуострова Таврическим и пролива Керченского Киммерийским Босфором; слово Крым — испорченное Киммер). Большая часть киммерийцев с женами и детьми, со всем скарбом на повозках, двинулась в далекий путь кругом моря, переправилась через Дунай, прошла Фракию и через Босфорский пролив вступила в Малую Азию; неясный, но заманчивый слух о богатствах и привольной жизни в благословенных оазах жаркой полосы увлекал дикарей вперед.

 

Другая часть киммерийцев прошла через Кавказский перешеек (между морями Черным и Каспийским) и появилась в стране Урарту, над самой головой Ассирии. На счастье ассириян, следом за этой последней группой киммерийцев, вторглись через Кавказ и их враги скифы. Ассурбанипал нанял их на свою службу, отразил при их помощи нападение киммерийцев, а вместе с тем нашел в скифах союзников также против мидян. Когда после смерти Ассурбанипала царь Киаксар стал подходить к Ниневии, его отбили скифы.

 

Однако дни ассирийской державы были сочтены. Киаксар в союзе с халдеями, снова двинулся на Ассирию и осадил Ниневию; скифы снова попытались подать помощь, но было поздно. Никто не сохранил рассказа о гибели великой столицы Ассирии, в которой по словам иудейского пророка Ионы, было не менее 120.000 одних младенцев, не умевших различить правой руки от левой. Греки потом рассказывали, что последний ассирийский царь, человек ленивый и развращенный, в виду неминуемого конца, нашел в себе столько мужества, чтобы, сложивши на костер свои сокровища, погибнуть с ними вместе в пламени (608 г. до Р. X.). Разрушенную Ниневию победители сожгли и сравняли с землей, «превратили в пустыню, в дикий край, где нет дороги» (слова иудейского пророка Софонии). Мидяне и халдеи разделили между собою ассирийскую державу; граница проходила по р. Тигру: весь горный край получили мидяне, равнинной, черноземной частью Двуречья завладели халдеи.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

Ассирия. Город Ашшур столица ассирийского государства.

После Салманасара III Ассирия вновь вступила в полосу стагнации, вызванной ожесточенной внутренней борьбой, и лишь с воцарением Тиглатпаласара III (745 - 727 гг. до н.э.) ситуация стала резко меняться.
Великая Ассирийская военная держава в 1 тысячелетии до н. э.

 

Ассирия и Израиль. Ассирияне и царство израильское 1100–600  Ассирия. Завоевания ассириян

 

Ассирийская держава. Во II – I тыс. до н. э. в Верхней...  Становление и эволюция Ассирийского государства.

 

МЕСОПОТАМИЯ. Великая Ассирийская военная держава...  Ассирия и Вавилон во II тыс. до н.э. Государство Ассирия со...

На севере к этому времени сформировалось государство Ассирия со столицей в городе Ашшур – крупном торгово-пере