Семиты, греки, персидская держава

 

 

Израильское царство

 

 

ффф1

 

«Сыны Израиля», как они сами себя называли (Израиль значит «боец Божий»), или евреи, как их звали посторонние, первоначально воинственные и грубые кочевники, пришли со стороны пустыни из-за р. Иордана и принесли с собой предания и обычаи степной жизни. Согласно их сказаниям, народ долго жил в рабстве у египтян и был освобожден великим вождем и пророком Моисеем, воспринявшим закон на горе Синайской из уст самого Яхве; после 40-летнего странствования в пустыне они были приведены в обетованную богом землю Ханаанскую (одновременно с Троянской войной).

 

Продолжая жизнь в шатрах, они сначала беспощадно истребляли культуру садоводов и виноделов. Своему богу они молились на высотах под открытым небом, а главную свою святыню, ковчег божий (ларец со священными камнями) берегли в переносном храме, имевшем вид шатра (по гречески скинии), увешенного финикийскими ярко окрашенными в красный и синий пурпур материями.

 

С израильтянами в Ханаане случилось то же самое, что с арийцами в долине Ганга; они постепенно примирились с туземцами, стали вступать с ними в браки, поселились в выстроенных хананеями городах.

 

Самые гордые воспоминания народа связаны с именем Давида, героя из колена, или племени Иудина, непобедимого вождя, слагателя воинственных песен (п с а л - мо в). Давид сделал из Иерусалима, захваченного Иудиным коленом, неприступную твердыню и подчинил ему остальные племена израильского народа (впоследствии евреи насчитывали 12 колен, происшедших от 12 сыновей патриарха Иакова, или Израиля).

 

Вместе с переходом народа к оседлости, переменились и обряды его поклонения своему богу - покровителю, Яхве. При сыне Давида, Соломоне (в 950 году до Р. X.) в Иерусалиме вместо переносной скинии стали строить большой каменный храм, подобный святилищам Ниппура, Вавилона, Мемфиса й Фив; между прочим в храме помещалось «медное море», громадная чаша, поддерживаемая фигурами 12 металлических быков, т. е. допущены были изображения, которые строго осуждались верой степняков.

 

 Соломон заключил с тирским царем Хирамом договор, в силу которого финикияне обязались доставлять для сооружения строительный материал и рабочих, а израильтяне снабжать финикийский город пшеницей и оливковым маслом; Соломон уступил Тиру часть своих владений и допустил свободный проезд финикийских караванов через Ханаан.

 

Богатые торговые и садоводческие области Сирии не могли сплотиться вместе в одно сильное государство. На берегу Финикии Сидон и Тир, занятые больше всего морскими поездками, ревниво не уступали друг другу первенства; владетель Дамаска, большого города, расположенного, в цветущем оазе на север от Ханаана, враждовали с царями Израиля.

 

Среди самого израильского народа, недовольного поборами Соломона на постройки и содержание двора, произошел раскол: из 12 колен отделились 10 и образовали на севере израильское царство со столицей Самарией; у наследников Соломона осталось лишь небольшое иудейское царство на юге. При таком разладе народы Сирии были бессильны сопротивляться новому завоевателю, напиравшему с востока, ассириянам.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

БРОКГАУЗ И ЕФРОН. два царства — Иудейское и Израильское

Разделение состоялось вскоре после смерти Соломона при сыне его Ровоаме.
К северному или Израильскому царству отошло десять колен, след. более 2/3 всего
Вот почему царство Израиля при его кажущемся большем могуществе продержалось менее царства Иудейского и...

 

БРОКГАУЗ И ЕФРОН. царства Иудейское и Израильское.

 

Ассирия и Израиль. Ассирияне и царство израильское 1100–600

 

Древнееврейская литература. Проза и поэзия Древнего Израиля...

...основе была создана Давидом и его сыном Соломоном (конец XI — первая половина X в. до н. э.). Соломон впервые построил богу израильского
Вначале в Израильском и Иудейском царстве не отрицалось само бытие других божеств, помимо Яхве, однако «пророки»...