Учебник истории. Древнее время

 

 

Глава I. Древнейшие века человеческой культуры. Быт древних охотников

 

 

ффф1

 

О том, давно ли появился человек на земле, археологи ничего не могут сказать. По раскопкам видно только, что уже 30 и 40 тысяч лет тому назад в Европе и в Азии жили люди, знавшие употребление огня, применявшие орудия, мастера в искусстве.

 

Жили они в климате суровом и холодном, наступившем посте большого ледяного потопа. Тающие снега и льды обращались в громадные, мощные потоки, которые шумно неслись, затопляя низины, вырывая с корнем деревья, образуя обширные болота и озера; реки служили скорее преградой для движения человека, чем средством сообщения. Людей окружали крупные звери, теперь исчезнувшие или ушедшие на холодные окраины: мамонт — высокий слон с чернобурой густой шерстью, длинной гривой и сильно загнутыми клыками; зубр — горбатый бык, тоже с гривой и с бородой; большой длинношерстый олень, которого мы теперь зовем северным. Лошади и рогатый скот водились только в диком виде. Многочисленные хищники: медведи, волки, рыси, тигры, барсы — угрожали существованию человеческой породы.

 

Среди этого звериного царства люди жили рыболовством и охотой. Они забирались в земляные ямы, в роде барсучьих или лисьих нор, и в пещеры, причем иногда они отбивали жилье у дикого зверя, иногда он их выгонял оттуда. Хлеба они не сеяли, обработки полей и огородов не знали, собирали дико растущие плоды, ягоды, коренья; домашних животных при них не имелось, даже собаки не было для помощи на охоте. К изготовлению металлов они не обращались; орудия они делали из звериных и рыбьих костей, из оленьего рога и Мамонтова клыка, из твердых пород камня, особенно из кремня и еще из обсидиана (похожего на коричневое стекло).

 

Больших рыб они кололи острогой, которую выделывали из спинного хребта зверя, обрубив и заострив концы ребер; они старались также отравить каким-нибудь ядом водоемы и ручьи, чтобы выловить потом всю заснувшую рыбу. На зверя им служило оружием копье или лук со стрелой; но так как маленькая стрелка из заостренной кости или кремня могла только слегка ранить зверя, то охотник снабжал ее ядом, который проникал ,в сердце раненого и вызывал смерть; для помещения яда сбоку стрелы проводилась небольшая бороздка. Человек прибегал также к разным хитростям: ставил лисе и зайцу западни, а для оленя и дикой лошади устраивал завалы, в виде ям, прикрытых хворостом, старался загнать туда зверя, чтобы добить его потом своими стрелами и копьями.

 

Убивши оленя, охотники жадно бросались на любимое лакомство: просверливали рог у сгиба и выпивали теплый еще мозг животного. Они разрезали тушу убитого зверя каменным ножом, отделяли от шкуры мясо и внутренности, жарили их на раскаленных камнях; каменным скребком они потом очищали изнутри кожу и сшивали из кусков мохнатой шкуры кафтаны, шапки, сапоги.

 

Для всех названных дел нужно много проворства рук, глазомер, наблюдательность. Чтобы открыть ядовитые растения, необходимо долго и внимательно изучать травы и цветы в лесу и на лугу; и уже если кто знает яды, то знает и противоядия, т. е. лекарственные травы, которыми можно утишать боль, залечивать рану.

 

Чтобы делать орудия из кремня, нужно осторожной и верной рукой обрабатывать каменные глыбы. Мастер сильно нажимал на верхний край каменного желвака или стукал по нем коротким и сильным ударом: таким образом он откалывая длинную каменную щепу; заостряя один ее конец, он получал шило или бурав; отсекая мелкие кусочки по одному продольному краю, получал нож, топор, пилку, скребок, орудия с одним лезвеем; отсекая кусочки с двух сторон — стрелу, копье, кинжал, орудия с двумя лезвеями. Каменную или костяную стрелу и копье охотники подвязывали к деревянной палке рыбьей или оленьей жилой; топор чаще всего употребляли без рукоятки, забравши тупой конец в руку; а то всаживали каменный клин в расщепленную кость или в просверленный олений рог; из тонкой рыбьей кости, прорезав ушко на одном конце, заострив другой, получали иглу для шитья.

 

Топоры, ножи, скребки, пилки древних охотников, сравнительно с нашими орудиями, очень мелки. Некоторые из этих вещей сделаны грубо, едва тронуты рукой человека, другие, напротив, отличаются чрезвычайно тщательной и искусной отделкой. Первые принадлежат более древней поре, вторые — более поздней. Долгое время люди бились над материалом и лишь постепенно стали находить приемы обделки: всякий раз младшее поколение, выучившись у старшего, что-нибудь прибавляло к его уменью; руки и пальцы становились ловчее и увереннее. Наконец, среди мастеров появились настоящие художники: кроме орудий, которые служили для борьбы со зверем и для приготовления пищи и одежды, они выделывали разные предметы для забавы, для передачи мыслей, для колдовства.

 

В пещерах, раскопанных археологами, нашлись свистки, волчки, фигурки зверей, рукоятки кинжалов, в виде лошадиной головы или присевшего к земле оленя; палочки из клыка мамонта с нарезными знаками, показывающими, что древние люди умели считать и объясняться посредством сочиненной ими азбуки. Встречаются чертежи и рисунки в больших размерах. Особенно замечательна картина на забеленной стене пещеры Альтамира (в северной Испании), изображающая зубров и лошадей, пасущихся на воле, скачущих и бегущих; уверенной рукой проведены черные контуры, обозначены дико блестящие глаза, щетинистая грива; фигуры покрыты различными красками: коричневой, красной, желтой, розовой.

 

Вера старинных людей

 

Пещеры, где нарисованы так живо и художественно животныя, находятся в конце глубоких и запутанных подземных ходов; в них совершенно темно, и художники для своей работы должны были зажигать огонь. Надо думать, что картины так же, как резьба на палочках, служили не развлечению, а скорее волшебству: в изображенных зверях видели 'необыкновенные существа, их почитали, как воплощение могучих духов, к ним обращались с молитвами о помощи, о даровании всяких благ. Среди охотников встречались колдуны, которые умели заклинать зверей, знали их таинственные свойства.

 

И волшебные палочки с нарезными знаками, и поклонение животным встречаются у нынешних диких охотничьих племен, живущих вдали от образованных народов, напр. у краснокожих колумбийцев в северозападной Америке или у степняков, кочующих в глубине Австралии. Иногда небольшой жезл означает объявление войны и посылается в решительную минуту врагу. Иногда дощечки, деревянные или костяные, считаются за местопребывание душ умерших предков: старики берегут их в скрытом месте и гадают по ним о будущем. Почитаются у нынешшх диких охотников не только крупные животныя, медведи, волки, орлы, но часто мелкие существа, змеи, ящерицы, кузнечики, движения которых кажутся почему-нибудь загадочными и внушают дикарю суеверный страх.

 

Многие охотники любят рисовать картины ловли зверей, например: чукчи в северовосточной Сибири изображают свои поездки на санях, запряженных оленями; малорослые бушмены в южной Африке рисуют антилоп и носорогов, за которыми охотятся. Австралийские, африканские и американские дикари раскрашивают свое тело и лицо красками (татуируются); этообычай очень старый: среди остатков древнего быта археологи находят комочки из жирного притирания, которым старинные люди намазывали свое тело в ярко-красный цвет.

 

Эти черты сходства в орудиях и в искусстве показывают, что нынешние дикие охотники не что иное, как остаток старинного человечества, сохранившийся до нашего времени. Правда, они очень огрубели, многое забыли из древних искусств, но все- таки по их обычаям можно судить о нравах и понятиях древних людей.

 

Окруженные большими хищными зверями, бессильные против гроз, наводнений, смерча и других явлений природы, дикари полны разных страхов, но в то же время готовы верить во всякое чудо; везде им видится дух или бог, который пробивается из земли: в старом дереве, растущем с незапамятных времен, в большом камне, имеющем странную форму.

 

По временам дикарю кажется, что в нем самом завелась необычайная сила: чтобы поразить своего врага, который далек и недоступен, ан изготовляет из глины слепочек человека и протыкает его стрелой, уверенный, что в ту же минуту погибнет тот, кого он изобразил. Иногда волшебные действия совершаются сообща большим числом людей зараз; например, когда ушли бизоны, главный предмет охоты, их стараются опять привлечь пляской с оружием в руках, в которой участвуют все охотники округи.

 

Очень боятся дикари духов умерших людей. По их мнению, дух умершего, хотя и покинул тело, но улетел не далеко: он часто посещает свой старый дом, досаждает живым, мучит их по ночам. Жители Никобарских островов (в Индийском океане) придумали такой способ избавляться от беспокойных духов: они изготовляют особый корабль, на который стараются привлечь духов вкусными яствами; корабль отвозят в открытое море и оставляют там, в уверенности, что духи погибнут с голода, потому что пища им положена только на три дня.

 

В сравнении с народами образованными, дикари ведут жизнь крайне неправильную: они могут день и ночь проводить на охоте, гоняться за зверем без устали и отдыха, а зато потом целые дни лежать без дела или отдаваться игре и пляске, одеваясь в пестрые перья птиц, нацепляя смешные и уродливые маски, чтобы изобразить собой духов. Они могут долго без перерыва возиться над изготовлением игрушки, но не подумают распахивать землю, исполнять однообразное, расположенное в строгом порядке дело. Больше всего ценят они свободу, подневольной же работы не выносят.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

Палеолит. Культура палеолитической эпохи, культура типа...

Культура палеолитической эпохи. обтесанные каменные орудия — скребки, ножи, наконечники, молоты, и костяные поделки (орнаментированные бивни мамонта)

 

Старый каменный век - изображения животных времен позднего...

История древнего мира. Старый каменный век. Очень плохи и слабы были орудия, которыми располагал человек: Смотря по величине камня, он получал подобие топора, ножа, скребка.