Переселения народов и войны бронзового века

 

 

Эгейско-критская культура

 

 

ффф1

 

На берегах Эгейского моря, занятого впоследствии греками, за 2000 лет до Р. X. жил народ, в культуре которого были черты, общие с египтянами.

 

В области, называвшейся потом Беотией, от озера Копаидского были проведены каналы и устроены плотины для пользы земледелия. Умерших хоронили в больших каменных склепах, высеченных в скале или сложенных из огромных плит. В могилу клали убранство и украшения, принадлежавшие умершему: на женщинах широкие пояса из тонкого золотого листа с привесками, большие золотые пластинки на груди; с воином лежит его парадное оружие; на лицах покойников золотые маски как бы для того, чтобы придать им сияющий вид. Из обычая старательного сохранения тела видно, что старинные жители Греции, подобно египтянам, верили в возрождение душ и воскресение умерших.

 

Недалеко от моря богатые вожди выстроили себе крепкие замки среди подвластного им населения, жившего в деревнях.

 

Особенно замечательны три замка: ь Микенах на южной оконечности Балканского полуострова, называемой Пелопоннесом, в Трое на малоазийском берегу у входа в Геллеспонт (Дар- данельский пролив), и в Кнос- с е, на большом острове Крите, замыкающем с юга Эгейское море.

 

Микенский замок построен на скалистом холме с крутыми, обрывистыми боками. На вершине холма неприступные стены замыкают просторный двор, где в случае нападения врага могли укрыться окрестные жители. Сам владетель замка со своей родней жил в глубине дворца, в укрепленном строении, сложенном из камня и глины в перемежку с деревянными брусьями. Вечером все собирались у очага, горевшего в среднем большом покое; в доме не было окон, свет проникал только через дымовое отверстие в крыше.

 

Из эгейских вождей больше всего дружил с египетским фараоном обладатель кносского замка, который своим флотом го- Красочная картина со стены Кносского сподствовал над островами Эгей- дворца (придворный паж, затянутый в ского моря. Долго потом жила узкое платье, несет тяжелую н°шу). слава этого владыки морей: греки, позднейшие поселенцы на Крите, рассказывали миф о хитроумном и жестоком царе Миносе, увозившем пленников со всех берегов и отдававшем их на съедение Минотавру, полубыку - получеловеку, который жил в громадном запутанном и заколдованном дворце, Лабиринте.

 

 В этой сказке есть верные сведения, им только придан волшебный вид, и, как всегда в мифе, дела, совершенные несколькими вождями, приписаны одному герою. В К н о с с е действительно был очень большой дворец, в котором помещался придворный штат и гвардия царя, со множеством приемных зал, передних, спален, кладовых, со сложными ходами, корридорами, лестницами и баллюстрадами, так что новому человеку в нем не трудно было заблудиться. Миф о чудовищном людоеде Минотавре мог получиться вследствие того, что на Крите существовал обычай закалать людей в жертву перед изображением бога в виде человека - быка.

 

Во дворце кносского Миноса были усовершенствования, которых не знали на востоке, между прочим водопровод и канализация: вода горных источников сбегала по глиняным трубам во дворец; здесь ее наливали для питья, для вина, для умывальников, для мытья каменных полов; нечистые воды по другим трубам отводили из здания дворца в море. Наружные стены дворца были глухие, без дверей и окон, точно стены крепости, с одним лишь входом через ворота. Свет проникал в покои сверху через пролеты крыши: под ними помещались небольшие дворики и площадки, на которые выходили двери и оконные отверстия комнат.

 

Лабиринт отличался роскошью и блеском; жизнь в нем кипела шумная и полная развлечений. Внутренние стены дворца были украшены картинами, изображавшими или морскую глубину с водорослями, рыбами и восьминогами, или цветущие луга и собирающих лилии детей, или придворных, несущих к царскому столу чаши и кубки, или охоту дикой кошки за фазанами и т. п. В приемных комнатах стояла мебель, на туалете громоздились безделушки из слоновой кости и фаянса, изображавшие акробатов, прыгающих через спины быков, заклинательниц змей, дикую козочку с козлятами, морских крабов и диковинных рыбок и т. д. В хозяйстве применялось множество глиняной посуды, большие чаны для хранения вина, масла, муки и зерна, расписанные красками кувшины, вазы, блюда для стола и украшения зал. Посуду эту приготовляли уже не от руки, как в старину, а на гончарном колесе, которое позволяло работать несравненно быстрее и в то же время придавать материалу правильную и красивую форму.

 

Придворные Миноса носили своеобразную одежду: дамы — длинные платья, туго стянутые в талии, со множеством сборок, топорщившихся в роде кринолина, мужчины—узкие и короткие панталоны и корсеты. Церемонный костюм этот непохож на легкие просторные рубашки египтян, а также позднейших обитателей Крита, греков. Вблизи дворца Минос выстроил театр под открытым небом с уступообразными сидениями вокруг сцены; царь проходил к нему особым длинным корридором и смотрел из своей ложи хороводы, танцы, пантомимы (мифы в лицах). На другом конце Лабиринта была также открытая арена для боя быков; к ней спускалась от дворца широкая лестница; Минос со своим двором глядел на зрелище сверху, а с другой стороны арены снизу приходила толпа зрителей из города Кносса.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

Крито-Микенская культура. Кносс, Минотавр. Лабиринт...

Пасифая, жена Миноса, воспылала безумной страстью к быку к навлекла на остров бедствия, породив чудовищного Минотавра.
Господство в Эгейском бассейне перешло к ахейцам, жившим в городах-крепостях материковой Греции. Критской культуры не стало, но еще около...

 

город Кносс остров царя Миноса Минотавр...  Эгейское искусство или крито-микенское искусство.  Эгейское искусство

 

Древняя Греция за 2000–1000 лет до нашей эры

* В III- II тысячелетиях до н. э. на острове Крит развивалась так называемая минойская культура, названная по имени легендарного критского царя Миноса.
Английский археолог сэр Артур Эванс начал в 1900 г. раскопки дворца в Кноссе (Крит), в ходе которых и была...

 

Древнейшая в Европе цивилизация. Протогосударства...

Проявлением расцвета сложившегося протогосударства стало строительство огромного дворца в Кноссе – по сути
С именами полумифического критского царя Миноса и его брата Радаманта связаны сведения о
Крито-Микенская культура. Кносс, Минотавр. Лабиринт Минотавра.

 

ГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ. Тесей сам пожелал отправиться на остров...

Минос, царь острова Крит, за убийство своего сына афинянами, заставил их привозить ему дань: семь юношей и семь девушек. Несчастных запирали в огромное здание лабиринта, где их пожирало чудовище Минотавр, наполовину человек

Фестский диск. Тайны археологии

одной из пристроек царского дворца в Фесте на острове Крит.
родила, помимо прочих детей, Миноса - царя Крита. Однажды МИнос.
В результате родился Минотавр, которого посадили в лабиринт, построенный Дедалом.
отождествить с лабиринтом дворец в Кноссе, раскопанный А. Эвансом. Это.