Переселения народов и войны бронзового века

 

 

Новое царство в Египте

 

 

ффф1

 

Пастухи более полутораста лет владели нильской долиной. Их дикая сила постепенно расстроилась; подчинивши фиванскому владетелю других египетских князей для сбора дани, они сами подготовили свое падение. Фиванский фараон перенял у кочевников бой на повозках, задел у себя конницу, отвлек на свою службу часть пастухов и разгромил главный их лагерь Ауарис. После этого масса степняков отхлынула назад за Суэцкий перешеек; Египет опять объединился под властью фараонов, но их столицей сделались теперь Фивы, расположенные далеко от границы и более безопасно, чем Мемфис.

 

На этом успехе фиванские фараоны не захотели останавливаться, но со своим большим войском, наполовину составленным из чужестранцев, нанятых за деньги, они двинулись в Азию, на новые завоевания. Воинственный Т у т м е с III в 1480 г. до Р. X. прошел победоносно вдоль берега Средиземного моря, перешел горы Ливана и покорил всю Сирию вплоть до реки Евфрата и до гор Тавра. Владетели городов и замков этого края обязались посылать богатые подарки в Фивы и отдавать в виде залога фараону своих сыновей: воспитывая их по египетскому обычаю при своем дворе, фиванский владыка думал в них вы- ростить верных слуг своих. Подчинившийся фараону князь города Иерусалима в Ханаане писал униженно: «семь раз припадаю я к ногам твоим и еще семь раз; не от отца и матери получил я владение, а из могучих рук твоих».

 

Тутмос, гордый своими победами, велел выстроить в Фивах для своего возвращения триумфальные ворота; свои подвиги он записал на 4 огромных обелисках (все обелиски Тутмеса увезены из Египта и украшают собою в настоящее время площади Константинополя, Рима, Лондона и Нью-Йорка).

 

Для снаряжения и прокормления воинства фараону нужны были в большом количестве золото и серебро; он занимал драгоценности в храмах, а по окончании походов отдавал долг с лихвой, одаряя священников и украшая святилища богов. Главную выгоду получал бог-покровитель Ф и в, А м о н, и его служители. Фараон выстроил Амону храм небывалой величины; вся военная добыча, приходившая из Сирии, поступала в пользу фиванского бога; его стали почитать, как верховного властелина великой державы, ему подчинили всех других богов. Фараоны один за другим принимали имя Аменофиса, в честь Амона.

 

Торжеством и обогащением Амона были крайне недовольны священники других богов, не получавших богатых подарков и приношений. Пышностью и роскошью богослужения в Амоно- вых храмах возмущались также проповедники новой возвышенной веры: они говорили, что изображать божество человеческими чертами, класть к его ногам поверженных врагов, засыпать его золотом грубо и нечестиво; в мире есть лишь единый Бог, изливающий свою благодать на людей; он невидим, и его нельзя изображать; только через солнечный лик обнаруживается его сила.

 

Увлеченный новой верой, молодой фараон Аменофис IV задумал опрокинуть господство человекоподобного Амона и его алчных служителей. Он предписал прекратить жертвы и подарки, приносимые Амону, отнять у него все его богатства, вычеркнуть всюду его имя. Единым Богом всего Египта он объявил Великую силу А то на (солнечного круга); свое имя Аменофис, в котором слышался ненавистный звук Амона, он переменил в Эхнатон (т. е. угодный Атону). Он покинул Фивы и назвал свою новую столицу Ахетатон (восходящее солнце). Фараон требовал, чтобы художники изображали следующую картину: наверху солнечный круг с расходящимися во все стороны лучами, которые оканчиваются протянутыми к людям руками божества; ниже сам фараон, как исполнитель воли Божией и посредник между Богом и народом, раздает всякие блага жизни.

 

Недолго удержались эти новые порядки в обрядах и вере. разъяренные служители Амона по смерти Эхнатона, уничтожили его сооружения, стерли его имя; столицу его разорили и разрушили. Новому фараону, выбранному из другой династии (семьи) поставили условием возродить все прежнее величие Амона. Пока Египет был полон споров из-за религии, войска фараона не показывались в Азии. Этим воспользовался вождь х е т и т о в, Са- палулу: увлеченный примером египетской державы, он соединил в своих руках горные страны Малой Азии и Кавказа, обильные металлом, подчинил себе Месопотамию, т.е. северную часть Двуречья, завоевал всю Сирию и назвался великим царем.

 

Фараоны однако не хотели отказываться от своих азиатских владений и вступили в борьбу с великим царем горных стран. В 1320 г. до Р. X. фараон Рамсес 2 встретился с врагом в Ливанских горах. Хетиты окружили передовой отряд, в котором находился сам царь, и чуть не взяли его в плен; его спасла только большая армия, подоспевшая на поле битвы. Придворный поэт Пентаурт прославил потом этот бой, рассказав в стихах, как царя окружили 2500 вражеских повозок, как он обратился с мольбой к богу Амону, обещая ему бесчисленные подарки и постройки, как после этого, точно волшебством получивши великую мощь, фараон разогнал и затоптал вражескую силу.

 

Война не дала ни той, ни другой стороне полного перевеса. Воюющие заключили мирный договор, в котором обязались соблюдать вечный мир, облегчить торговые поездки хе- титам в египетских владениях, египтянам — в хетитских, выдавать друг другу беглецов и преступников. За хетитами остался север Сирии, фараону отдали Ханаан и кроме того береговую полосу у Средиземного моря. Хетиты? настоящие горцы, чуждались моря; напротив, египетские фараоны усердно снаряжали корабли для торговых путешествий на запад.

 

Уже давно в Египет возили с берегов Эгейского моря, лежащего между Балканским и Малоазийским полуостровами, красивую глиняную посуду, расписанную яркими красками. Теперь посредниками торговли между нильской долиной и странами, прилегающими с севера к Средиземному морю, взялись быть рыбаки и судохозяева приморской части Сирии. Берег этот впоследствии назывался Финикией, т. е. страной пурпура, красной и синей краски (добываемый из морской каракатицы сок служил для окраски самых дорогих материй, а жители Финикии известны были в других странах, как распространители этих материй). Сначала финикияне, опасаясь двинуться в открытое море, держались берегового плавании я. Со своего берега они видели в хорошую погоду оконечность о. Кипра, богатого медью, отсюда недалек переезд к Малой Азии; следуя вдоль малоазий- ского берега, финикийские корабли добирались до Эгейского моря, полного островов, которые составляют как бы мост от Малой Азии к европейскому побережью.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Великая Египетская держава...

Раздел I. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Глава 5. Великая Египетская держава в эпоху Нового царства (XVI—XII вв. до н. э.)
В анналах Тутмоса III подробно описы-зается поход к

 

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Новое царство XVI - XI вв. до н.э. и расцвет...  ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Фараон Рамсес Рамзес. Древний Египет при...

 

Семь претендентов на золотой трон. Тайны археологии древнего...

Последним из "агрессоров" XVIII династии фараонов Египта был Тутмос.
случался мор, неурожай и т.д. При Рамзесе VI "хет-сед" праздновали 24.

Каир самый крупный город Египта и всей Африки

В Египте, в период Среднего и Нового царства, сфинксы часто
Здесь, в пальмовой роще под бетонным навесом лежит на земле огромная статуя Рамзеса П, великого фараона XIX династии. Недалеко от статуи находится алебастровый сфинкс эпохи фараона Аменофиса II.

 

Титул древнеегипетских царей - фараон. Фараон у египтян.

Фараон - титул древнеегипетских царей. Не желая называть священное. имя царя всуе, египтяне вместо него говорили "per-oh" - "Великий дом"
Электронные альбомы с картинами художников (новое: Микеланджело) Лечебная косметика Мирра.