Переселения народов и войны бронзового века

 

 

Арийцы в Индии

 

 

ффф1

 

Переселения на Дальнем Востоке

 

Одновременно с нашествием хетитов на Двуречье и пастухов на нильскую долину происходили большие передвижения в восточной и южной Азии.

 

Середина азиатского материка представляет собой горный узел, от которого расходятся в разные стороны высочайшие в мире хребты: на восток Гималаи (т. е. снеговые дворцы), Каракорум и Тиан-шань («небесные горы») на запад Памир («дикий край», он же Бам-и-дунья, т. е. крыша мира) и Гиндукуш.

 

По одну сторону этого узла, от склонов Тианшаня к верховьям реки Гоанго и дальше на восток к равнинам, расстилающимся у Великого океана, направилось большое племя желтой (или монгольской) расы; завоеватели покорили множество народцев, разбросанных в долинах больших рек этого края: Гоанго, Янцзы и реки Жемчужной, и образовали царство Середины, или Небесную империю, которую мы' зовем Китаем. По другую сторону того же горного узла Средней Азии от склонов Памира двинулись на юг через Гиндукуш племена белой (кавказской) расы, по наружности и языку близкие к европейским народам.

 

Белолицые, сами называвшие себя ария (благородными, господами) разделились на несколько ветвей. Одна из них двинулась на северозапад по равнинам, расстилающимся к северу от Аральского и Каспийского морей; под названием скифов она встретится нам потом в степях нынешней южной России.

 

Другая направилась на югозапад к долинам и оазам Иранского плоскогория; от нее произошли говорившие на зендском языке мидяне и персы, судьбы которых тесно связаны с Передней Азией. Третья ветвь нашла себе путь к благословенным странам, лежащим у Индийского океана.

 

Движение народов в Азии: китайцев, индусов, зендов, скифов.

 

Завоевание арийцами Индии

 

В сопровождении своих стад арийцы вступили через Кабульский проход и Кашмирскую долину в широкую область, орошаемую реками Индом и его четырьмя притоками (П ан д ж а б, т. е. пятиречье). Плодородная страна была занята темнокожими дравидами, которые уже знали земледелие и умели обрабатывать металлы. Началась ожесточенная борьба: гордые своей наружностью, высокие и стройные с правильными чертами лица, завоеватели называли своих противников, низкорослых, косоглазых, с приплюснутыми носами — д а с а (отверженцами, дьяволами). На богатый край, открывшийся перед ними, они смотрели как на свою обетованную землю, называя его Ариаварта (т. е. собрание арийцев); постепенно они оттеснили туземцев в горы, а оставшихся обратили в рабство.

 

Памятниками побед арийцев служат священные песни и молитвы, собранные в книге Р и г - В е д а (Веда значит «мудрость», «наука», слово того же корня, что наше ведение, вещий). В обращениях к богам открывается характер арийцев; видно действие на них величественной природы, где у подножия высочайших гор, покрытых вечным снегом, вырываются могучие многоводные потоки, где глаз слепит яркость и пестрота сказочных тропических лесов: воображение молящихся склонно к преувеличению, к восторженности. Арийцам кажется, что их боги — светлые, благодетельные, тогда как над темным миром их врагов царят и боги черные, страшные, силы дьявольские. Старейший из арийских богов, В а р у н а, небесный царь со многими головами, тысячеокий с руками и ногами, обращенными во все страны света. За ним идет троица богов: Индра, Сурийя, Агни.

 

Индра — повелитель воздушных сил, грозы и зимы, властитель ветров (как в Египте произрастание хлеба зависит от нильских наводнений, так в Индии земледелие и садоводство должны приспособляться к ветрам - муссонам, приносящим дожди). Индра молнией рассекает темную тучу, освобождает благотворную воду, которая напояет жаждущую землю; таким же могучим ударом разрушает он замки врагов, убивает их тысячами, охраняя свой арийский народ. Сурийя — сверкающий бог солнца, от которого исходят все блага, тепло, свет, жизнь; утром богиня зари Ушас открывает ворота его сияющей колеснице. Агни (тот же корень, что огонь), хранитель домашнего очага; будучи зажжен на алтаре, он — посредник между богами и людьми; на врагов он — страшный опустошительный пожар.

 

Арийцы приготовляют для богов сладкий опьяняющий напиток, сома. Молящийся просит Индру принять его в дар в таких словах: «готов для тебя, Индра, кубок сома; да наполняет он тебя мощью! пей чудесный напиток, вселяющий радость, дающий бессмертие! Приблизься, Индра, вкушай с удовольствием выжимку; охмеляйся, могучий, чтобы разгромить врагов! садись на крышу дома моего; вот я тебе, мой благодетель, выжал сладкий сок; наполни им чрево твое; тебе, грозный бог, мы его даруем!»

 

В Панджабе арийцы побеждали дравидов благодаря колесницам, запряженным лошадьми, и своему уменью сражаться сплоченными рядами. Они остались далеки от сближения с туземцами, но их быт на новых местах поселения сильно изменился: они перешли к оседлости, земледелию и садоводству, выстроили себе деревни и города. Однако они не ограничились Пяти- речьем; их тянуло в богатые края Ганга и его притоков. Здесь положение завоевателей стало иным: они встретили большие царства, роскошную жизнь, блестящие одежды, драгоценности. Для того, чтобы утвердиться в новой стране, им приходилось заключать дружбу с туземными властителями. Они покидают простоту старинной своей жизни, вступают в браки с темнокожими; из смешения и получилась та раса, которую мы называем индус ами.

 

Памятью о покорении равнины Ганга осталась огромная поэма Магабгарата (т. е. великие бои в роде Бгарата). На наш европейский глаз здесь все преувеличено, начиная от размеров произведения: в Магабгарате 220.000 стихов (строк), так что из нее можно сделать 18 наших больших томов (в Илиаде Гомера, поэме о Троянской войне, в 14 раз меньше, только 16.000 стихов). Необыкновенны подвиги героев, полна крайностей их жизнь. Содержание главной части поэмы следующее.

 

У старого царя Дритараштры 10Q сыновей, по имени Кау- рава; они ненавидят пятерых Пандава, племянников царя, порученных его опеке умершим братом его, Панду. Каурава собираются сжечь Пандавов, но те в одежде браминов (священников) ускользают. После долгих блужданий по лесам они приходят на праздник состязания женихов при дворе царя Драупада. В военных играх наибольшую ловкость показывает третий из братьев, прекраснокудрый Арджуна, которому удается натянуть крепкий лук, не поддававшийся его соперникам. Он получает руку прекрасной дочери царя, Драупади, называемой также Кришной (черной); но она становится женой всех 5 братьев.

 

Снова Пандава в доме Дритараштры, который делит оар- ство между ними и Кауравами. Но старший из Пандавов, Юд- хиштира, проигрывает в кости свое владение, все имущество братьев и их общую жену. Они уходят опять в изгнание и после многих приключений возвращаются с оружием в руках. С обеих сторон собираются знаменитые герои во главе несметных сил: начинается 18-тидневный бой. В ожесточенной схватке сталкиваются колесницы и слоны, воины, конные и пешие, сверкают пламенем панцыри и шлемы, огни носятся над сражающимися, земля дрожит и стонет, звери рыщут среди трупов убитых. Главные подвиги совершает Арджуна, колесницей которого правит хитрый чародей Кришна. Все Каурава погибают в битве, и Пан- дава торжествуют победу.

 

Ослепший Дритараштра уступает им все царство; огорченный гибелью своих детей, он обращается в отшельника, уходит в дикие края и умирает среди великого лесного пожара. В свою очередь и Пандавы, мучимые угрызениями совести, покидают власть и богатство. Все 5 братьев, вместе с женой, в сопровождении верной собаки, удаляются в пустыню и хотят подняться на Гималаи, чтобы увидеть небеса Индры. Один за другим умирают богомольцы по дороге, доходит только Юдхиштира вместе с собакой. Индра приглашает его в небесный рай, но Юдхиштира требует допущения также всех остальных. Тогда Индра отказывает, и Юдхиштира низвергается в ад: он согласен лучше разделить страдания других, чем быть одному в раю. Но тут внезапно оказывается, что огорчения были только майя (сном и навождением), а на яву вся семья вступает в небеса и соединяется навсегда с Индрой.

 

Махабхарата сильно отличается от Веды. В долине Ганга арийцы перестали чуждаться туземцев: арийских героев выручает черный чародей Кришна, в лице которого скрывается Вишну, бог - благодетель человечества. Завоеватели допускают у себя туземные обычаи: братья Пандавы имеют общую жену (это — брак полиандрический: одна жена, несколько мужей), между тем как Веда предписывает строгое единобрачие (или моногамию: один муж, одна жена). Из Махабхараты видно, что арийцы не смогли образовать в Индостане единое большое государство; белолицые ведут между собою истребительную борьбу. В боях воинство истощает свои силы; от роскошной жизни слабеет его прежняя суровая храбрость. Его упадок ведет к усилению браминов

 

Господство браминов. В старину вожди умели одинаково командовать на войне и обращаться к богам от имени всего народа: молитвы и обряды были просты и кратки. С течением времени обряды и священные песни становятся сложной наукой, которую могут изучить только брамины, священники, долго готовящиеся к своей деятельности. Брамины объявляют себя единственными посредниками между богами и-людьми: они учат, что без Брамы, т. е. молитвы, нет доступа к богам; от Брамы зависит сила всех других богов; Брама выше всех и как бы заслоняет собой других.

 

Опираясь на это учение, брамины требуют себе первого места в жизни: их мудростью должны руководиться цари, воины и весь народ. Брамины старались вернуться к старинной чистоте арийского племени, его вере и обычаям, остановить дальнейшее смешение с туземцами. Они учили, что от начала времен божество разделило людей на нерушимые 4 касты (разряды): браминов (священников), кшатриев (воинов), ваисиев (торговцев и ремесленников) и судр (рабов). Непроходимая пропасть разделяет первые три касты, потомков арийцев, от последней, происходящей от туземцев. Они уверяли еще, что брамины выросли из уст Брамы, кшатрии из его рук, ваисии из бедр, а су- дры, которые обязаны нести на себе все остальные органы и части тела, из ног.

 

Однако брамины сделали важные уступки туземным обычаям и вере. В число покровителей индийского народа вступил не только Вишну, божество малоизвестное и невеликое во времена Веды, но также Сива, бог почитаемый темнокожими, в котором арийцы прежде видели злого демона. Вместо старой троицы — Индра, Сурийя, Агни — они установили новую: Брама, Вишну, Сива. Брама — великий творец, Сива — разрушитель, Вишну — возродитель. По временам, когда разрушение заходит слишком далеко, Вишну спускается на землю и принимает человеческий вид для того, чтобы помочь страждущим людям. Сохранив веру глубокой старины в то, что во всяком животном, растении, камне может жить дух, брамины придали ей новый нравоучительный характер. Человеческое тело представляется им временным местопребыванием души, которая обладает вечностью и осуждена странствовать, переселяться из одного существа в другое. От того, как прожита земная жизнь, зависит дальнейшая судьба души: добрая душа способна приобретать божественную природу и возвращаться вновь в свою светлую небеснПю родину, а злые, увлекавшиеся грехом и страстями, должны возрождаться бесконечное число раз в других людях и животных.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

Веды. ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД. СТАНОВЛЕНИЕ РАННИХ...

Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье (и слово «веда»
В эпоху создания «Ригведы» у ариев еще не сложилось классовое общество и государство.
В ведийском языке даже само слово «война» (гавишти) буквально означает «захват коров».

 

Брахманизм религия Древн. Индии, явившаяся развитием...  Махабхарата, Рамаяна, древнегреческий эпос. Мифы и легенды...

 

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. Веды. Социальная структура индоариев...  БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Махабхарата. Издания Махабхараты

 

Философские традиции Индии. Индийское представление о мире.  ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. Варны касты из уст первочеловека Пуруши...

Уже с глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу
Зафиксированные еще в Ригведе предания исходят из того, что членение общества на
Шудра, в частности, не имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых...