Переселения народов и войны бронзового века

 

 

Вавилонские мифы

 

 

ффф1

 

Законы Хаммураби написаны на семитском языке старинными клинообразными знаками, которые применялись у сумеров. В рассказах вавилонян о богах также соединяются верования, принесенные семитами из пустыни, с почитанием светил небесных, принятым у суме- ров.

 

В начале мира — по представлению вавилонян — был великий океан; от морской бездны, чудовищной Т и а м а т, родились боги, сначала одно поколение, потом другое.

 

Старые боги боятся молодых и поднимают против них страшную Тиамат, которая создает воинство громадных драконов, бешеных псов и людей-скорпионов. Младшие боги провозглашают своим царем бога света Мардука. В сопровождении семи ветров вступает он в бой с Тиамат, бросает в чудовище сноп огненных лучей, опутывает ее огромной сетью и вонзает в ее тело копье; великанов, составляющих воинство Тиамат, бог заковывает в цепи. Наступив на труп, Мардук разрубает Тиамат на две части, небо и землю; в каждой половине образует он три царства: океан, сушу и воздух; из них вода, окружающая отовсюду землю — самая могучая стихия. Небесная суша подобна крепкой плотине, обходящей кругом весь свод; на ней возведено 12 дворцов, это — 12 созвездий большого кольца (эклиптики), по которому ходит солнце.

 

Первым человеком на свете был Адапа, сын бога мудрости Эа, хитроумный, мощный, но лишенный бессмертия. За дерзкие подвиги Адапу зовут на ответ к небесному царю Ану. Эа предостерегает Адапу не есть хлеба смерти и не пить воды смерти, которые ему подадут во дворце небесном. Ану вместо того, чтобы разгневаться на Адапу, прощает его и, желая дать человеку вечность, велит подать ему хлеба жизни и воды жизни; но Адапа,помня наставления отца, отказывается и лишает себя бессмертия. За грехи потомков Адапы боги решили наслать на землю великий потоп. Друг людей, бог Эа, хочет спасти своего любимца Гильгамеша Утнапиштима и советует ему сломать свой дом, построить корабль, набрать туда всякого рода зверей и птиц, золото и серебро и выехать в океан. Когда разразилась жестокая буря, тьма окутала небо и землю, потоп залил весь мир, боги сами стали' плакать от ужаса. Но на седьмой день ураган остановился; корабль Утнапиштима пристал к острову, который оказался вершиной высокой горы. Утнапиштим выпускает птиц, сначала голубя, потом ласточку и ворона; когда ворон не вернулся назад, Утнапиштим решил выйти из корабля и принес богам благодарственную жертву.

 

Великие подвиги совершает богатырь Гильгамеш: своими могучими руками удушил он льва, убил огнедышащего быка;но в борьбе с этим чудовищем гибнет молодой друг Гильгамеша Эабани. Глубоко опечаленный, Гильгамеш идет узнавать свою судьбу в далекий край блаженных, куда боги перенесли его предка Утнапиштима. За великой горой, охраняемой людьми- скорпионами, Гильгамеш открывает райский сад с плодами, сверкающими, как алмазы и рубины; через безбрежное море Смерти Гильгамеша перевозит лодочник, отправляющий души умерших на тот свет. Утнапиштим узнает Гильгамеша и открывает чудесную траву вечной юности, растущую на дне морском. Гильгамеш добывает траву, но на возвратном пути змея похищает у него волшебное растение.

 

Вера и наука вавилонян

 

Гильгамешу удается вызвать с того света лишь тень Эабани, "которая подобно вихрю вырывается из под земли: он узнает, что ушедший в ад больше ожить не может. Отвратительные демоны наполняют преисподнюю; выходят они и на поверхность земли, свирепствуют ночью, воют пронзительным ветром, насылают лихорадку и чуму, разрушают тело человека, его орудия и постройки, не щадят даже изображений богов. Вавилоняне представляли себе бесов волосатыми и хвостатыми с обезьяньими, гиеновыми и козлиными головами, оскаленной пастью и выпущенными когтями.

 

Против адских сил даже боги бывают безпомощны. Прекрасная богиня И ш т а р, творящая жизнь на земле, спускается в преисподнюю, и у каждого из семи затворов ада отдает часть своих украшений. Царица подземная Эрешкигаль поражает богиню проказой по всему телу и велит заковать ее в цепи. Пока Иштар заключена ь аду, на земле вянут и сохнут цветы и деревья, звери перестают плодиться. Боги посылают в ад волшебного певца, чтобы высвободить Иштар, но он не имеет успеха. После долгих и слезных молений Эрешкигаль смягчилась: Иштар кропят водой жизни, она исцеляется от своих ран и получает назад свои украшения и сияющие одежды.

 

Есть против злых духов волшебные средства: повесить перед домом куклу, изображающую дем*она, сжечь его деревянную фигуру, призвать заклинателя, чтобы он читал таинственные молитвы. Наконец, защиту могут дать великие боги, которые показываются в семи светилах небесных: солнце (по вавилонски Шамаш), луне (Син) и пяти ярких планетах, видимых простым глазом (из них Венера, Марс и Юпитер посвящены Иш- таре, Нергалу и Мардуку). Звезды приносят счастье и горе: белая звезда Иштары дает счастливое предзнаменование, красный Нергал — зловещее. Служители богов непрерывно наблюдали за расположением светил на небе: новорожденному сыну царя предсказывали по звездам всю его судьбу; при выступлении царского воинства в поход гадали, каков будет успех задуманного- дела.

 

Число семь считалось священным. Каждому' из семи великих светил принадлежит по очереди определенный день; отсюда у вавилонян счет семидневными неделями, который перешел потом к европейским народам вместе с названиями дней по светилам (воскресенье — день солнца, Sonmag. Sunday, понедельник — день луны, lundi, Monlag и т. д.).

 

Разделение года на месяцы по кругам оборота луны также принадлежит вавилонским астрологам (звездочетам). Будучи народом практичным, привыкши к быстрому обмену, вавилоняне во всем стремились к круглым числам. В каждом из 12 месяцев они считали 30 дней, хотя оборот луны = 29 дням. Дальше —в году 365 дней, а 12 X 30 равняются 360; опять таки, чтобы не отступать от этого замечательного числа, делящегося на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 и 12, они прибавляли в конце года 5 недостающих дней. От вавилонян, считавших не десятками, а дю- . жинами, мы имеем разделение суток на 24 часа (2 X 12), часа на 60 минут, минуты на 60 секунд (5 X 12). От них же усвоено принятое в геометрии разделение круга на 360 градусов: вавилоняне заметили, что в день равноденствия, т. е. когда солнце делает ровно полкруга от востока к закату, оно укладывается своим диском на небе 180 раз (360 : 2).

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Смотрите также:

 

царь города Урука Гильгамеш и Энкиду

I.1 Гильгамеш об Энкиду, своем друге [1] Утнапишти Дальний (перевод шумерского имени собственного Зиудсудра, буквально
26 * Пропитанье города поручено хохотуньям, 27 * Только царю огражденного Урука[2]. 36 * Гильгамеш и Энкиду несли по десять талантов.

 

Шумерские мифы о происхождении мира и всемирном потопе.

...потоп и воды покрыли землю до самого неба, то люди, вылепленные когда-то из глины, раскисли; уцелевший же Зиусудру (позже Утнапиштим, прообраз библейского Ноя)
И тогда Гильгамеш отправился искать Зиусудру, проживающего на острове вечной жизни Дильмуне.

 

Эпос о Гильгамеше. Шумерская литература и Библия

Уршанаби ему вещает, Гильгамешу: "Отстранись, Гильгамеш, и шест возьми ты.
Да найду я жизнь, которую ищу я!" Утнапишти ему вещает, Гильгамешу: "Почему, Гильгамеш, ты исполнен тоскою? Потому ль, что плоть богов и людей в твоем теле