Учебник истории. Древнее время

 

 

История человечества и ее источники. Археология. Хронология

 

 

ффф1

 

Введение

 

Определение истории. Мы называем историей рассказ о событиях и переменах, испытанных народами и странами в течение многих веков. Историей мы называем также и самый ход событий жизни народов и стран. Мы различаем: во 1) историю одного народа или одной страны; такова, напр., история русского народа, история Египта, история Франции и др.; во 2) историю всех народов, оставивших по себе память; такую историю мы называем всеобщей.

 

Источники истории. Ученый историк для составления своего рассказа обращается к источникам, или памятникам истории, т. е. ищет различных известий о прошлом и следов прошлого. Когда он собирается излагать события недавнего времени, например, Великой войны 1914 —1918 г.г. или империи Наполеона I (1799—1815 гг.), или деяний Петра Великого (1689—1725 гг.), его источники очень обильны: это — книги и газеты, указы правительства, записки участников и свидетелей происшествий.

 

Чем глубже ученый заходит в старину, тем труднее ему найти точные известия о событиях, тем меньше исторических источников. Газеты существуют Б Европе всего 300—400 лет, в России они появились впервые при Петре I, около 200 лет назад. Книги печатные имеются только с 1455 года; до тех пор книги были рукописные, а так как рукописи изготовлялись в гораздо меньшем количестве экземпляров, их было труднее сохранить для потомства.

 

Нынешний историк может считать себя счастливым, если у него есть предшественник, уже раньше позаботившийся собрать все сведения о своем народе, какие только сохранились. Для русской истории первым собирателем исторических известий был летописец, живший в Киеве около 1050 года после Рождества Христова, при великом князе Ярославе. Когда он рассказывает о предках этого князя, Рюрике, Олеге, Ольге, Святославе, живших за 150 и 100 лет до его времени, у него мало письменных источников, т. е. кем-нибудь записанных сведений. Он пользуется устными известиями, или преданиями, переходившими через стариков от одного поколения к другому.

 

Предания рассказывались в виде сказок или пелись в виде былин. В большей части русских былин поется об Илье Муромце и других богатырях, окружавших князя В'ладимира Красное Солнышко, отца Ярослава. Предания хранят память об очень отдаленных временах, гораздо более старинных, чем те, о которых могут порассказать книги. Однако точных сведений в них нельзя искать.

 

Например, имеется у многих народов предание о великом потопе,.уничтожившем все живое на земной поверхности. В этом предании есть доля правды: когда-то в наших краях было жарко подобно нынешней тропической Африке; но потом с севера надвинулись громадные льды, холод сгубил растения и животныя; по прошествии некоторого времени стало опять теплее, льды и снега растаяли, и из них образовались нынешние реки и озера Европы и Азии. Предание рассказывает об этих событиях коротко и неточно: оно передает только о самом конце—о наводнении—и не говорит о его причине—появлении снегов и льдов; оно представляет все происшествия делом нескольких недель, тогда как они тянулись десятки тысяч лет. Притом из предания не видно, когда же именно произошел потоп, задолго-ли до нашего времени.

 

Предания вплетают в рассказ о старинных людях разные чудеса, например: Илья Муромец, по былинам, сражается с чудовищами, с исполинами, побеждает целые рати воинов. Но, даже рассказывая о событиях правдоподобных, предание приписывает одному необыкновенному человеку то, что сделали общими силами многие люди.

 

Археология. В поисках известий о прошлом, ученые обращаются еще к одному виду источников, именно, к остаткам человеческого быта.

 

В наших старых городах, Москве, Новгороде, Пскове, Смоленске, Ростове, Казани, стоят до сих пор кремли, т. е. обведенные стеной древние крепости, в которых население защищалось от нападения врага. Но по большей части старинные постройки разрушены, предметы обихода прежних людей разбиты и растеряны. Лишь с большими усилиями удается искателям старины подбирать инструменты, оружие, украшения, куски одежды, посуду, — предметы, бывшие в употреблении за 1000 и более лет до нашего времени. Вещи эти, хранящиеся в наших музеях, добыты большею частью путем раскопок из-под верхнего слоя земли и мусора, который покрывает старые, покинутые и разрушенные жилища людей.

 

В 1748 году в Италии близ Неаполя у подножия вулкана Везувия принялись раскапывать землю и отрыли два города, Гер- кулан и Помпеи, разрушенные извержением этого вулкана, засыпанные пеплом и залитые лавой: на свет Божий появились улицы и тротуары, фундаменты домов, кое-где уцелевшие стены, убранство комнат, мебель, утварь, статуи и безделушки, нашлись останки людей. Извержение это произошло в 79 году после Рождества Христова, во времена римского императора Тита, когда римляне, предки нынешних итальянцев, правили великой империей, охватывавшей все страны кругом Средиземного моря. Ужасное действие вулкана похоронило сразу цветущие города,но в то же время помогло сберечь для потомства картину жизни, какой не мог бы дать ни один писатель: по остаткам, найденным в Помпеях, мы узнаем, как одевались, как проводили день, как развлекались горожане римской империи за 19 веков до нашего времени.

В нашей стране очень интересные находки были сделаны в курганах, т. е. больших старинных могильных насыпях. В 1862 г. русские ученые раскопали большой Чертомлыцкий курган, расположенный на верховьях речки Чертомлык, впадающей в Днепр, в нижнем его течении. Насыпь имела в окружности 165 сажен, бока ее подпирались огромными камнями; она покрывала несколько гробниц, в середине которых находилась большая могила: видно, что тут был похоронен вождь, князь или царь, а кругом его близкие и слуги. В могилах лежали золотые и серебряные украшения, медное и железное оружие, богато вышитые одежды. Кроме людей, были похоронены кони вместе со множеством изукрашенных удил, уздечек и седел. На вершине кургана стояло большое, выше человеческого роста, каменное изображение воителя (народ зовет такие фигуры „к аменными бабами ).

 

Ученые, разбиравшие эти останки, выяснили, что громадные могилы должны принадлежать скифам, народу, кочевавшему в нынешней южной России по низовьям Днепра и .Дона за две слишком тысячи лет до нашего времени. В этой догадке они опирались на сведения греческого историка и путешественника Геродота (его годы жизни 483—424 до Рождества Христова), который описал быт скифов, их увлечение коневодством, их жестокие погребальные обычаи, где вместе с вождем хоронили убитых на могиле его слуг, точно посылая их в догонку за ним на тот свет.

 

Уменье производить раскопки, распознавать, какому народу и времени принадлежат добытые остатки человеческого быта, составляет очень сложную науку — археологию (от греческого слова а р х ё о с = древний и л б г о с = слово, наука).

При помощи археологии мы добираемся до следов жизни, весьма отдаленной, до таких времен, о которых уже нет никакихзаписей и преданий. Раскопки на дне швейцарских озер открывают нам остатки свайных деревень, которые составляли как бы островки, отделенные от берега водой, служа для защиты людей и домашней скотины от дикого зверя; в таких деревнях европейцы жили 5—10 тысяч лет тому назад. Еще более ранние времена раскрываются перед нами благодаря разысканиям в пещерах южной Франции и северной Испании, служивших жилищами древних охотников 40—50 тысяч лет тому назад. И, наконец, исследование громадных куч мусора и кухонных отбросов на западном берегу Дании открывает нам быт бесконечно древний, когда люди не имели ни хозяйствами запасов, а питались выброшенными приливом рыбами, устрицами, моллюсками.

 

Все эти открытия археологии составляют как бы вступление к истории. Времена, описываемые археологами, называют поэтому доисторическими.

 

Хронология. В историческом рассказе очень важно установить порядок событий: что случилось раньше, что позже; например: когда жили скифы в России, долго-ли сохранялось господство Киева, когда началось возвышение Москвы и т. д. Определение времени в истории называется хронологией (от греческого слова х р о н о с — время)-.

 

Счет времени не одинаков у разных народов света: у каждого своя эра, т. е. свое памятное великое событие, с которого начинается счет времени. Для римлян эрой было основание города Рима; они, например, говорили: «в 245 году от основания города народ изгнал наследственного царя и стал избирать ежегодно двух консулов». Европейцы, принявшие христианство, отсчитывают годы своей истории от Рождества Христова. У мусульман, последователей учения Мохамеда, эрой служит бегство этого пророка из Мекки и основание им в Медине первой правоверной общины: по христианскому счету это выходит 622 год после Рождества Христова.

 

Кроме точного обозначения событий по годам мы считаем еще веками, или столетиями; например: бегство Мохамеда приходится на седьмой век по Р. X. (седьмой век обнимает сто лет от 601 до 700 года). Век, в котором мы живем, двадцатый, начался с 1901 года, а 1900-ым годом закончилось столетие девятнадцатое.

 

То, что случилось раньше нашей эры, мы обозначаем обратным счетом, т. е. годами и веками д о Рождества Христова. Мы говорим: Рим основан в 754 г. до Р. X.; пирамиды были возведены в Египте в 30-м веке до Р. X. и т. д.

 

Для времен более отдаленных, о которых мы узнаем по раскопкам, нельзя установить такого точного счета. У археологов слово «век» имеет поэтому другой смысл: под веком они разумеют уже не столетие, а тысячелетие, иногда десяток тысяч лет. Они различают века сообразно характеру орудий, употреблявшихся людьми: раннее время называют каменным веком, позднее металлическим.

 

Добывать и обрабатывать металлы люди стали сравнительно недавно: в Европе не более 4 или 5 тысяч лет тому назад. Каменный же век несравненно длиннее металлического. Археологи -еще различают в нем век старый каменный (палеолитический от греческих слов: п а л е о с = древний и лит о с = камень), время кочевой охотничьей жизни, и век нов ый каменный (нео-литический, от греч. неос = новый), время земледелия, постройки городов, применения письма.

 

 

К содержанию книги: Виппер. История. Древность

 

Последние добавления:

 

:: Археология  :: Древняя история Крыма - античное время, Средневековье 

:: Эволюция животных и человека    :: Загадки мира и природы   Пауки    Космические тайны курганов